Сайт священника Алексея Шляпина - Горячее или холодное сердце и ум.
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
Вселенская Православная Церковь, Московский Патриархат, Московская епархия, Можайское благочиние

Горячее или холодное сердце и ум.

Иногда говорят, что "сердце должно быть горячим, а ум – холодным". Но это неверная мысль. Это, просто, попытка построить красивую схему в виде противопоставления.

Но это искусственная схема. На самом деле здесь нет противопоставления.

Если говорить о сердце, то по факту греховного повреждения оно у всех людей сначала горячее от страстей. Просто, в разной степени и в разном сочетании страстей. Но пламя страстей – это вовсе не тот романтический огонь, каким его обычно рисуют. На самом деле пламя страстей сравнимо, скорее, с тлением мусора или торфа или с болезненным жаром при горячке или простуде. И этим огнём тления воспламенено сердце каждого человека по факту греховного повреждения.

Но так не должно быть. Если говорить об этом пресловутом огне страстей, который и горит изначально в сердце каждого человека, то сердце как раз должно быть холодным, а не горячим. Первой задачей Христианина является потушить этот чуждый огонь страстей, т. е. сделать сердце холодным, т. е. достижение бесстрастия.

И тогда, когда сердце станет холодным от страстей, т. е. по мере достижения бесстрастия, Господь даёт сердцу подлинный огонь, которым оно должно гореть,- огонь благодати Св. Духа. Это, и только, и есть истинный, настоящий огонь, сравнимый с пламенем, а не с тлением, которым и должно гореть сердце человека.

Короче говоря, сердце должно быть горячим, только если говорить об огне благодати Св. Духа, который даётся в конце жизненного подвига Христианина. Если же говорить об изначальном чувственном огне, которым сначала на самом деле не воспламенено, а воспалено сердце каждого человека, то сердце как раз должно быть холодным. В этом смысле Христианин должен стремиться к тому, чтобы сердце было не горячим, а холодным.

Это если говорить о том, что зависит от воли.

Есть ещё различие по характеру. Так, представители южных народов как правило имеют более горячее сердце по природному характеру (в отличие от греховного повреждения, т. е. страстей), т. е. более решительную, стремительную натуру. Но это не зависит от воли. Поэтому в отношении этого, т. е. состояния сердца по природному характеру, не применим императив (побуждение): "должно быть". Но кому что дано. В отличие от огня страстей это не порок, и не добродетель, а природная данность, поэтому нравственно нейтральная вещь. Которая имеет свои преимущества и свои недостатки. Например, обладающие горячим сердцем по природному характеру как правило более стремительны и решительны, но менее стойки и постоянны, т. е. более храбры, но менее мужественны, чем имеющие холодное в этом смысле сердце. Поэтому, кстати, в экстремальных ситуациях ценится не только храбрость, но не менее ценно хладнокровие.

Если же говорить об уме, то в отношении его вообще неуместна аналогия с теплом. Скорее – со светом. Ум должен быть не "холодным" или "горячим", а светлым, т. е. просвещённым благодатью Св. Духа.

Т. ч. здесь нет противопоставления.

 

Свящ. Алексей Шляпин

 

10.01.2020


Назад к списку