Одна из болезней современного богословия – это отрицание непременной и абсолютной справедливости Бога, проекция новозаветных отношений Бога к человеку (которые и являются плодом именно Жертвы Христовой, т. е. уплаченной за нас справедливости) на характер Бога вообще. И, соответственно, отрицание "юридического" аспекта Жертвы Христовой, как непонятного в контексте учения о Боге как "только любви".
Постараюсь пояснить смысл и необходимость для Православного учения "юридического" аспекта Жертвы Христовой.
Во-первых, следует сказать о правосудии Божием. Так вот, мы, живя в контексте Нового Завета, привыкли и мыслить в контексте Нового Завета, т. е. полагаться не на справедливость Бога, а на Его милость.
Но, следует понять простую вещь. В том и дело, что это работает только в контексте Нового Завета, в контексте Жертвы Христовой. Это именно в силу Жертвы Христовой справедливость может быть отложена Богом в пользу милости. А если говорить вообще о характере Бога, о Его принципах, т. е. вне контекста Жертвы Христовой, то никакого уклонения от справедливости не может быть в принципе. С какой стати поборники "только любви" отрицают такое свойство Бога как справедливость?! Бог абсолютно справедлив. Это Его характер, Его непременный принцип. Справедливость должна быть непременно и полностью соблюдена.
И она непременно бывает соблюдена. Даже с учётом Жертвы Христовой.
Именно для того, чтобы поступить с людьми по милости, не нарушая справедливости Бога, и нужна была Жертва Христова.
Ведь, если просто пренебречь справедливостью ради милости, тогда и Жертва Христова не нужна. Бог мог просто "замять" дело, закрыть глаза на грех людей, как будто ничего не произошло.
Но, в том и дело, что Бог – принципиален, абсолютно справедлив. И в силу Своего характера, в силу Своей абсолютной справедливости, Бог не мог (т. е. не захотел) просто "замять" дело, как будто ничего не произошло. Справедливость должна быть соблюдена, должно быть возмездие за грех. Произошёл грех – значит, должна пролиться кровь, должна произойти смерть.
Кроме того, и в отношении диавола должна быть соблюдена формальная справедливость.
Именно поэтому и необходима была Жертва Христова,- чтобы Бог поступил с людьми по милости, не поступаясь Собственной справедливостью.
Так что, надо понимать, что милость Бога, которая является плодом Жертвы Христовой, действует не вопреки справедливости, а в контексте непременной и абсолютной справедливости Бога.
Так, что же произошло в результате Жертвы Христовой? Здесь можно выделить три аспекта.
Во-первых, в отношении Бога.
Люди согрешили перед Творцом. Имея от Адама природу, повреждённую грехом, которой легче творить зло, чем добро, т. е. враждебную Богу, и вину за личные грехи перед Творцом, люди по справедливости подлежат гневу Бога и вечной погибели.
Так вот, Бог, Сын Божий, Сам взял на себя наказание за нашу вину. Сам не подлежа смерти (которая есть наказание за грех), т. к. не совершил никакого личного греха и не имел первородного греха (для чего и нужно было Непорочное Зачатие), тем не менее принял смерть, пролил Свою Кровь. Т. о. за грех была принята смерть и пролита Кровь, т. е. соблюдена правда Бога.
Т. о. Бог ценой Своей смерти и Своей Крови соблюл Свою Собственную справедливость. Или, говоря юридическим языком, удовлетворил Своей Собственной правде. Т. е., искупил нас перед лицом Своей Собственной правды, т. е. перед Самим Собой.
В качестве иллюстрации можно привести историю с одним кавказским князем, который издал закон против воровства о наказании кнутом. И вот, на воровстве попалась его собственная мать. Т. о., князь оказался перед дилеммой,- либо наказать собственную мать, либо нарушить собственный закон. Так вот, князь приказал привести закон в исполнение. Но, в момент исполнения приговора заслонил мать собственным телом, и т. о. принял все удары на себя. Т. о., оказал почтение матери, не нарушив собственный закон.
Вот так и Бог, соблюдая Собственную справедливость, т. е. наказывая за грех смертью, заслонил нас Собой, Сам принял смерть за наши грехи. Т. о., не поступаясь Собственной правдой, помиловал нас.
Во-вторых, что значит Жертва Христова в отношении диавола?
Диавол владел людьми по формальной справедливости, т. к. люди сами по своей воле подчинились ему. Т. о., Бог не мог, не нарушая Собственной справедливости, просто силой отнять людей из-под власти диавола (хотя технически, конечно, мог, в силу Своего всемогущества). На это диавол и рассчитывал,- на соблюдение со стороны Бога формальной справедливости.
И справедливо, - формальная справедливость в отношении диавола со стороны Бога была соблюдена. Но, диавол обманулся, т. к. недооценил Премудрость Бога. Он и помыслить не мог, что Бог вмешается таким образом, что Сам придёт в тварный мир как Человек.
Итак, что произошло в отношении диавола? Кощунственно думать, будто Жертва Христова уплачена (или отчасти уплачена) диаволу. Диавол ни в коей мере не является тем, кому уплачена Жертва Христова (она принесена только и исключительно Богу, - Отцу и Сыну и Святому Духу). В отношении же диавола произошло то, что Бог диавола сделал Своим должником.
Понять это поможет притча. Представьте, что есть некий справедливый и милосердный царь. И ему подчинён некий жестокий князь, который жестоко обращается со своими рабами, не нарушая, однако, при этом формально закона. Т. к. рабы сами продались ему. Царю жалко рабов подчинённого ему князя. И он мог бы силой их освободить, не считаясь с формальным правом князя. Но тогда будут нарушены его собственные царские законы.
Тогда царь предпринял вот что. Он оделся в одежду раба и, войдя в имение князя, смешался с толпой рабов. И когда князь стал мучить и избивать своих рабов, ожидаемый удар достался и царю, переодетому рабом. Тогда царь скидывает одежду раба. И оказалось, что князь оказался повинен смерти, т. к. поднял руку, во-первых, на царя, во-вторых, на неподчинённого ему. Т. е. оказался перед царским законом должником, не способным выплатить долг. Т. о., всё имущество князя (рабы) уже по закону подлежит конфискации в пользу царя.
Вот так и произошло с диаволом. Он поднял руку на Христа, т. е. интриговал против Него, довёл Его через людей до смерти, думая, что это, пусть и Святой, но такой же потомок Адама, как и все, т. е. под первородным грехом, подлежащий смерти, под его, диавола, властью. И т. о. диавол обманулся, попался на собственную злобу. Когда Душа Христа сошла в ад, к ужасу диавола оказалось, что, во-первых, это Сам Бог; во-вторых, что и как Человек Христос не подлежал смерти и не был под властью диавола, т. к. не совершил никакого личного греха и, в силу Непорочного Зачатия, не был под первородным грехом. Т. е., оказалось, что диавол поднял руку на Христа не по праву, на непринадлежащего ему. Т. о., диавол сам, по той самой формальной справедливости, на которую и рассчитывал, оказался виновен перед Богом, бесконечным должником Бога. Соответственно, говоря юридическим языком, всё имущество диавола (люди) уже по справедливости подлежит конфискации в пользу Бога.
Вот это и произошло с диаволом. Не ему принесена Жертва Христова, а путём Жертвы Христовой Бог диавола сделал Своим должником. И т. о., не нарушая Своей справедливости, освободил людей из-под власти диавола.
И, наконец, третий аспект Жертвы Христовой,– тот, который не отрицают и противники "юридического" аспекта, – в отношении людей.
Это исцеление людей от греха через приобщение Христу, снизшедшему на уровень нашей природы. И как цель - обожение. Для чего Христос и основал Церковь и Таинства.
Вот вкратце смысл Жертвы Христовой. Непременным аспектом которой является "юридический" аспект, т. е. удовлетворение правде Бога, или, иначе сказать, соблюдение справедливости Бога.
Если отрицать "юридический" аспект Жертвы Христовой, то это:
- Означает отрицание такого свойства Бога как справедливость. Коль если Бог мог простить в смысле "замять" дело, закрыть глаза на грех, как будто ничего не произошло. Но это недостойно характера Бога.
- Соответственно, тогда теряет смысл сама Жертва Христова. Если дело не в правде, а только в исцелении, зачем тогда Самому Богу умирать на Кресте? Ведь, для исцеления достаточно всемогущества Бога.
- Наконец, тогда теряет смысл наше Крещение. Ведь, практически мы и после Крещения допускаем грехи и страсти. И если дело не в Искуплении, а только в исцелении, тогда получается, что состояние после Крещения практически не отличается от состояния до Крещения.
Но, в том и дело, что отличается кардинально. После Крещения мы, даже если снова допускаем грехи и страсти, тем не менее уже искуплены перед правосудием Бога и примирены с Богом Бесконечной Жертвой, уже избавлены из-под власти диавола (который стал бесконечным должником Бога, в принципе не способным никогда выплатить долг). Именно в силу уже совершённого над нами Искупления (приобщения ему в Крещении) мы имеем возможность примириться с Богом через Покаяние, когда после Крещения допускаем грехи и страсти.
А если бы дело было только в исцелении, тогда грехи, совершённые после Крещения, делали бы напрасным Крещение. А из этого следуют два возможных вывода:
- Либо отрицание необходимости самого Крещения. Коль Таинство Покаяния (в грехах после Крещения) производит ровно то же действие, что Крещение. Что противоречит словам Евангелия: "Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие" (Ин. 3, 5).
- Либо отрицание неповторимости Крещения. Что противоречит Символу веры.
Но в том и дело, что Крещение необходимо и неповторимо, а значит, неизгладимо. А значит, в Крещении совершается нечто большее, чем в Таинстве Покаяния после Крещения (т. е. чем исцеление от греха).
Итак, непременная и абсолютная справедливость Бога и "юридический" (как бы кому ни ненравилось это слово) аспект Жертвы Христовой – непременные истины Православного учения.
Свящ. Алексей Шляпин