Доклад на пастырском семинаре Можайского благочиния 24.11.2016 г.
Цикл: Единство Христианского идеала.
Тема 1: Превосходство девства и монашества над браком.
Проблема
В настоящее время в среде РПЦ, и на уровне некоторых поместных документов, и на уровне интернет-богословия, имеет место нехорошая, противоречащая Преданию Церкви, тенденция,- неверное отношение к девству и, соотв-но, монашеству, относительно брака,- абсолютизация брака и умаление девства, стремление уравнять девство и монашество с браком как якобы "равночестные и равноспасительные" пути.
В частности, стал трендом неверный стереотип о якобы "равночестности" и "равноспасительности" девства (монашества) и брака.
Тезис
Такая формулировка является спекуляцией, в ней есть заведомое лукавство или как минимум неопределённость, поскольку слово "равно" можно понимать двояко, прилагать к разному.
Оба пути "равно честны" и "равно спасительны" только в смысле факта честности и спасительности каждого из них, – в смысле оба пути равно являются честными и спасительными. Т. е. оба пути – честны; оба пути - спасительны.
Но не в смысле степени спасительности, чести, славы. Равно честными и равно спасительными они не являются. Брак – честен и спасителен. Но, честность и спасительность брака не означают его равночестности и равноспасительности с девством (монашеством). Но, и в плане чести девство (монашество) – лучше, выше, честнее, славнее, превосходнее брака; и в плане спасительности девство (монашество) – удобнее для спасения, предпочтительнее брака.
Это и естественно должно быть понятно.
Брак – естественное состояние. А девство, монашество – подвиг.
Брак – честен. Но, девство ради Господа, т. е. монашество – лучше, выше, честнее. И потому что даёт больше возможности для Богоугождения, и потому что само по себе является подвигом.
Итак, девство и монашество – выше, лучше, честнее, превосходнее брака.
Слово Божие
Говоря о браке и безбрачии, Господь сказал: "Ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного" (Мф. 19, 12). Т. е. указал на то, что есть люди, которые и поневоле вынуждены хранить безбрачие. Чтобы этими примерами поощрить учеников к тому, что и по воле это можно сделать.
Сам Господь не обозначил эти пути одинаково, но сказал о безбрачии: "Кто может вместить, да вместит". (Мф. 19, 12). Его слова являются императивом (побуждением),- "да вместит". И вектор Его побуждения показывает, какой путь Он указывает как лучший. И отказ от пути девства Господь обозначает не как равнозначный альтернативный выбор, а как "неспособность вместить". Невмещаемо может быть лучшее, высшее, большее, но не равное. Соотв-но "неспособность вместить" не может быть равна способности вместить.
Толкования:
Свт. Иоанн Златоуст: "Христос прибавляет: могий вместити да вместит. И таким образом по неизреченной Своей кротости показывая, сколь важно соблюдение девства, и не заключая его в необходимых предписаниях закона, Он еще более воспламеняет в них любовь к нему. И этим самым Он показал совершенную возможность добродетели, чтобы тем сильнее возбудить в воле желание ее" (Беседы на Мф.).
Блж. Феофилакт Болгарский: "Господь, желая, чтобы мы добровольно осуществляли добродетель девства, говорит: "кто может вместить, да вместит". Он не принуждает соблюдать девство и не уничижает брак; Он только предпочитает девство" (Толков. на Мф. 19, 12).
"Хорошо человеку не касаться женщины... Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене. Есть разность между замужнею и девицею: незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу. Говорю это для вашей же пользы... чтобы вы благочинно и непрестанно служили Господу без развлечения... кто непоколебимо тверд в сердце своем и, не будучи стесняем нуждою, но будучи властен в своей воле, решился в сердце своем соблюдать свою деву, тот хорошо поступает. Посему выдающий замуж свою девицу поступает хорошо; а не выдающий поступает лучше" (1Кор. 7, 1-38).
Толкования:
Свт. Иоанн Златоуст: "Если ты, говорит, ищешь блага весьма превосходного, то лучше совершенно не сочетаться с женщиной; если же ищешь состояния безопасного и сообразного с твоей немощью, то вступай в брак" (Гомилия 19 на 1Кор.).
Прп. Ефрем Сирин: "говорит он о девстве, которое возвышается над всем, - поелику законы не господствуют над ним" (Толков. на 1Кор. 7, 1-2).
Блж. Феофилакт Болгарский:
"Хорошо, превосходно, говорит, если бы и всякий человек... вовсе не касался жены и оставался девственником... гораздо лучше не выдавать замуж; ибо это совершенство в добром... как девство выше первого брака, так первый брак выше второго..." (Толков. на 1 Кор., гл. 7).
Свт. Феофан Затворник: "«Добро человеку жене не прикасатися» совсем не прикасаться, следовательно и в брак не вступать... Святой Златоуст на это именно место о неприкосновении к жене говорит: «Если ты ищешь блага самого высшего, то лучше совершенно не сочетаваться с женщиною...». Также понимает мысль Апостола и Феофилакт. «Превосходное дело всякому человеку... — совсем не касаться жены, но девствовать...»... Лучше, говорит, быть свободну от брака... Два состояния вводит он в христианство. В том и другом можно угождать Богу и спасаться; но в первом это делать удобнее, во втором — менее удобно... брачному нельзя дойти до такого совершенства духовного, как безбрачному. Брак — для немощных. Немощь эта телесная и духовная... В общих положениях Апостол говорит, что лучше быть в безбрачии, хотя не грешат и те, которые брачатся... Если хочешь, говорит, угождать Господу, то безбрачное состояние есть самое к тому пригожее... брачные никогда не могут дойти до такой степени совершенства духовного, как безбрачные... «Разделися жена и дева», то есть такое же различие и у замужней женщины с девственницею. Эта последняя заботится только о том, как угодить Господу, храня в святости и тело, и душу, а та заботится только о том, как угодить мужу, с соприкосновенными с этим и другими заботами. Апостол различает, что́ во внимании, в цели и в сердце у той и другой: у одной Господь и все Господнее, у другой — муж с другими суетностями. Сколько отстоит небо от земли и Творец от твари, настолько отстоит душевное состояние первой от второй... ей никак нельзя дойти до совершенства первой, потому что и время тратит на неизбежные хлопоты, и сердце приобщает плотским сластям, которые в своей мере умаляют всегда вкушение благ духовных. Семейные знают, как совершенно чистыми от плотяности им быть нельзя. Если это нельзя, то и совершенства духовного полного достигнуть им нельзя... «...что благообразнее девства?» (Экумений, Феофилакт)... Девственник и девственница благообразнее пред Господом. Почему так? — Потому, конечно, что черты Богоподобия скорее и полнее могут отпечатлеться на девственной душе, нежели на познавшей сласть брака... «Иже стоит твердо сердцем», твердое имеет убеждение в превосходстве девства и мужественно противостоит гнету людских мнений (Экумений)... и се разсудил есть в сердце своем... блюсти деву свою, то есть дочь свою в девстве добре творит – хорошо делает... Отношение брака к безбрачию, — как «хорошо и лучше». «Апостол показал, что одно хорошо, а другое прекрасно...» (Феодорит)... Выдать деву замуж есть дело благоразумия житейского, а не выдать, в видах совершеннейшего угождения Господу, есть подвиг и добродетель. Если отцу такое одобрение, сколь большего одобрения достойна сама решающаяся девствовать!.. «...как девство лучше первобрачия, так первобрачие, или однобрачие — второбрачия» (Феофилакт)" (Толков. на 1Кор. гл. 7).
Вселенские каноны
Послание свт. Афанасия Великаго к Аммуну монаху: "...два пути в жизни относительно сего предмета. Един обыкновенный и житеский, то есть брак, другий же ангельский и коего нет превосходнее, то есть девство. Аще кто избрал мирский путь, то есть брак: то не подлежит порицанию, но не получит толиких даров, хотя впрочем получит некие, ибо и он приносит плод тридесятикратный. Аще же кто восприял чистый и премирный путь, хотя путь его жесточае и труднее перваго, то таковый приемлет более чудныя дарования: ибо принес плод совершенный, сторичный..." Это правило в числе прочих утверждено 2-м правилом Шестого Вселенского Собора, т. е. имеет вселенский статус.
Официальная позиция РПЦ
Пространный Православный Катeхизис Православной Кафолической Восточной Церкви свт. Филарета Московского: "Не всем должно вступать в брак. Девство лучше супружества, если кто может в чистоте сохранить его. О6 этом именно сказал Господь Иисус Христос: «Не вси вмещают словесе сего, но имже дано есть... могий (кто может) вместити, да вместит» (Мф.19:11-12). И Апостол говорит: «Глаголю же безбрачным и вдовицам: добро им есть, аще пребудут якоже и аз. Аще ли не удержатся, да посягают (если не могут воздержаться, пусть вступают в брак). Не оженивыйся печется (заботится) о Господних, како угодити Господеви: а оженивыйся печется о мирских, како угодити жене... Вдаяй браку (выдающий замуж) свою деву, добре творит: и не вдаяй, лучше творит» (1Кор.7:8-9, 32-33, 38)" (ч. 2, "О Браке", 360). Утверждён Свящ. Синодом РПЦ.
Т. о. современные тенденции некоторых поместных документов РПЦ уравнять девство (монашество) с браком противоречат не только учению Вселенской Церкви, но даже и собственной позиции РПЦ.
Согласие отцов
Сщмч. Мефодий Патарский: "он, желая, чтобы верующие по мере сил были целомудренны, старается доказать им превосходство девства множеством доводов. Он говорит: «о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины» (1Кор.7:1), ясно уже этим выражая, что хорошее дело не касаться женщины, наперед поставив и определив это безусловно" ("Пир десяти дев или о девстве", речь 3, гл. 11)
Свт. Кирилл Александрийский: "«хорошо человеку не касаться женщины. Но, [во избежание] блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа... Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе» (1 Кор.7, 1-2 и 6-7). Видишь ли, как он указал нам на высшую степень воздержания, как бы на гору, говоря: хорошо человеку не касаться женщины», однако же позволил нам остановиться в Сигоре, то есть в образе жизни, который ниже совершенного, разумею позволение совокупляться с одной своей женою" ("О поклонении и служении в Духе и истине", кн. 1).
Свт. Василий Великий: "Бог, пекущийся о нашем спасении, дал жизни человеческой двоякого рода направление, то есть супружество и девство, чтобы тот, кто не в состоянии вынести подвига девства, вступил в сожитие с женою" ("О подвижничестве", "Слово подвижническое и увещание об отречении от мира и о духовном совершенстве").
Свт. Иоанн Златоуст:
"Бог хочет, чтобы все люди воздерживались от брака, по свидетельству того, чрез котораго Христос говорит: «хощу, да вси человецы будут якоже и аз» (1 Кор. 7:7), т. е. в воздержании. Но Спаситель, щадя нас и зная, что «дух бодр, плоть же немощна» (Мф. 26:41), не поставил этого дела в непременную заповедь, но предоставил избрание его нашим душам" ("Книга о девстве", 2).
"Почему же, скажешь, ты увещеваешь не вступать в брак? — Потому, что девство я считаю гораздо досточтимее брака; и однако чрез это я не поставляю брака в числе худых дел, но даже очень хвалю его" ("Книга о девстве", 9).
"что лучше всякаго общепризнаннаго добра, то есть добро по преимуществу; таким добром мы и представляем девство... Брак — добро; и девство потому достойно удивления, что оно лучше добра... Девство — добро: утверждаю это и я; оно лучше брака: и с этим соглашаюсь. И если угодно, я прибавлю, насколько оно лучше, — именно настолько, насколько небо лучше земли, и ангелы — людей, а сильнее сказать, то и этого больше" ("Книга о девстве", 10).
"что допущено по причине твоей немощи (брак), того не предпочитай девству или, лучше сказать, и не равняй с ним" ("Книга о девстве", 15).
"Сами вы... не хуже нас знаете превосходство девства, и все, что вами сказано, суть только вымыслы, предлоги и прикрытия невоздержания" ("Книга о девстве", 19).
"Пусть устыдятся... те и другие, и осуждающие брак и превозносящие его не по его достоинству" ("Книга о девстве", 24).
"Брак... на что он тому, кто стоит твердо и не нуждается в его помощи? Здесь он уже не полезен и не необходим, но даже служить препятствием для добродетели, не только тем, что причиняет много неудобств, но и тем, что уменьшает большую часть похвал" ("Книга о девстве", 25).
"У нас борьба с потребностию природы, подражание жизни ангелов, соревнование с безплотными силами; земля и пепел старается сравняться с небожителями, и тление вступает в соперничество с нетлением. Неужели теперь, скажи мне, кто-нибудь дерзнет равнять с таким делом брак и удовольствие? Не весьма ли это безумно? Зная все это, Павел говорил: «кийждо свою жену да имать» (1 Кор. 7:2). Поэтому он уклонялся, поэтому не решался с самаго начала говорить коринфянам о девстве, но продолжал речь о браке, желая мало по малу отвлечь их от брака... Повидимому, он доказывает позволительность брака; а на самом деле в словах о браке незаметно превозносит похвалами воздержание, не высказывая этого явно, но предоставляя совести слушателей. Кто поймет, что ему советуется вступить в брак не потому, чтобы брак был верхом добродетели, но потому, что в нем самом Павел осуждает такую похотливость, от которой ему невозможно удержаться без брака, тот, устыдившись и покраснев, тотчас постарается избрать девство и уклониться от такого безчестия" ("Книга о девстве", 27).
"брак, хотя и честен, но может достигать только того, что не оскверняет живущаго в нем, а сообщать еще святость один он не в состоянии, — это уже дело не его силы, но девства" ("Книга о девстве", 30).
"Видишь ли, что брак сам по себе нигде им не прославляется, но (дозволяется) в избежание прелюбодеяния, искушений, невоздержания" ("Книга о девстве", 39).
"«Аще ли же и оженишися, не согрешил еси: и аще посягнет дева, не согрешила есть» (1 Кор. 7:28). Вот чем ограничивается великая заслуга брака: тем, что за него не осуждаются, а не прославляются; последнее принадлежит девству, а вступивший в брак должен довольствоваться сведением, что он не согрешил" ("Книга о девстве", 48).
"«не оженивыйся печется о Господних, а оженивыйся печется о мирских» (1 Кор. 7:32, 33); но последний проходит, а первый остается. Разве это одно не достаточно показывает превосходство девства? Насколько Бог выше мира, на столько забота о Нем лучше мирской" ("Книга о девстве", 74).
"Показав таким образом преимущество девства и превознесши его до самаго неба, он опять возвращается к речи о дозволенности брака" ("Книга о девстве", 75).
"Сказав: не принуждаю, но увещеваю, он прибавляет: «благообразию и благоприступанию» (1 Кор. 7:35), показывая этим превосходство девства и ту пользу, какая происходит от него для нас в богоугодной жизни" ("Книга о девстве", 76).
"чтобы ты не заключил из такой великой снисходительности, что нет никакого различия (между тем и другим делом), он опять излагает различие между ними, хотя с осторожностью, излагает в (ясных) словах: «темже и вдаяй браку (свою деву) добре творит и не вдаяй, лучше творит» (1 Кор. 7:38). А на сколько лучше, он не объяснил опять по той же причине; если же ты хочешь знать, то послушай Христа, Который говорит: «ни женятся, ни посягают, но яко ангели Божии на небеси суть» (Мф. 22:30). Видишь ли различие, на какую высоту девство вдруг возносит смертнаго, когда оно есть истинное девство" ("Книга о девстве", 78).
"многия из девственниц не достигнут ни того лона, ни меньшаго, но пойдут в самую геенну. Это показывают девы, оставшияся вне брачнаго чертога (Мф. 25:12). Отсюда не следует ли, что брак равен девству, или даже девство хуже его? Твой пример представляет девство хуже (брака). Авраам, живший в браке, находится в покое и наслаждении, а девственницы — в геенне; по вашим словам остается сделать такое заключение. Но это не так; нет: девство не только не хуже, но гораздо лучше брака. Почему? Потому, что не брак сделал таким Авраама, и не девство погубило тех несчастных (дев); но другия добродетели души прославили патриарха, и другие пороки жизни предали дев огню" ("Книга о девстве", 82).
"Как девство лучше брака, так первый брак лучше второго" ("К молодой вдове. Слово второе - о воздержании от второго брака").
"Вот три образа жизни: девство, брак, блуд. Брак – в средине, блуд – внизу, девство – вверху. Девство увенчивается, брак соразмерно похваляется, блуд осуждается и наказывается" ("Собеседование на надписание Пс. 50", т.5, ч.2).
"Разве мы не возбраняем вступать в брак? Нисколько, мы не возбраняем тем, которые желают этого, но не желающих вступать в брак уговариваем хранить девство. Иное дело возбранять, и иное – оставлять каждого господином своей воли. Тот, кто возбраняет, делает это без всякого ограничения; а тот, кто советует хранить девство, как нечто более возвышенное, не воспрещает вступать в брак, но уговаривает пребывать в девстве" (беседа 12, т.11, ч.2).
"Я не позорю сущность брака, так как это общий способ сохранения рода, – но всем объявляю заботы брачной жизни, поставляю выше забот плотских - попечение о небе, предпочитаю хорошему лучшее" ("Похвала св... Фекле", т.2, ч.2).
"Видишь ли, какое различие между ветхим и новым заветом, – чего желали тогда, и чего теперь? … В ветхом завете, когда люди были более склонны к чувственности, предметы благословения были чувственные, и многочадие считалось величайшим благом. Так как от греха произошла смерть, то Бог, желая утешить род человеческий и показать, что Он не истребит его и не предаст совершенной погибели, но еще сделает людей многочисленнее прежнего, сказал: "плодитесь и размножайтесь" (Быт.9:1). Когда же сделалось известным, что смерть есть сон, тогда открылось достоинство девства. Поэтому Павел и говорил: "желаю, чтобы все люди были, как и я"; и еще: "хорошо человеку не касаться женщины" (1Кор.7:1). И Христос: "есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного" (Мф.19:12)" ("Беседа на Пс.113", т.5, ч.1).
Свт. Амвросий Медиоланский:
"Я не порицаю, конечно, и супружества, но только преимущество отдаю девству. «Изнемогаяй, — говорит, — зелия да яст» (Римл. 14:2). Одно терплю, другому удивляюсь. «Привязался ли eси жене — не ищи разрешения; отрешился ли еси жены — не ищи жены» (1 Кор. 7:27). Такова заповедь тем, кто состоит в супружестве. А что он говорит о девах? «И вдаяй браку свою деву, добре творит: и не вдаяй, лучше творит» (1 Кор. 7:38). И та не грешит, если вступит в брак; и эта, если не вступит в брак, делается вечной. Там — врачество немощи, здесь — слава непорочности. Та не порицается, а эта восхваляется" ("О девственницах", кн. 1, гл. 6).
"Пусть никто не похищает виноградника души вашей и не насаждает (вместо него) дешовых овощей. Ведь виноградник — это как бы плоды девства, а супружество — это как бы насаждение овощей, которыя часто подвергаются действию холода; и потому как и травные овощи, скоро отпадает и увядает, если только не положит конца ему старость, или не возвысит его до совершенства воздержание" ("Увещание к девству", 5).
"Брак хорош, потому что через него найден способ продолжения человечества, но девство лучше, потому что через него стяжается наследие Царства Небесного и небесные награды" (Послания).
Прп. Исидор Пелусиот: "Уступим честному браку принадлежащие ему похвалы, так как установлен он Богом и почитается людьми; но да не входит он в состязание с девством и остается в собственных своих пределах. Желая украсить и возвеличить его более, нежели должно, ты говоришь... Однако брак уступает над собою победу, если его сравнить с житием Ангелов... не в праве он идти в сравнение с небесным достоинством. Пусть величается брак примерами мира сего, но не присваивает себе преимуществ премирных. Возлюбившие его принадлежат сему миру и называются мирскими; истинные же любители девства вписаны в Ангельские чины... Итак, как небо отличается от земли и душа от тела, так и девство - от брака. В невинности человек уподобляется Ангелам, а в браке нисколько не отличается от зверей" (Письма, кн. 3, п. 94).
Прп. Иоанн Дамаскин: "Мы говорим это, не порицая брака, — да не будет! ибо мы знаем, что Господь, во время Своего пребывания, благословил брак... но признаем, что девство — лучше хорошего (самого по себе) брака. Ибо в добродетелях есть степени высшие и низшие, равно как и в пороках... безбрачие... есть подражание Ангелам. Поэтому насколько ангел выше человека, настолько девство честнее брака... хорош брак для тех, в ком нет воздержания. Но лучше девство" (ТИПВ 4, 24).
Свт. Григорий Богослов:
"когда Христос пришел через чистую, девственную, не познавшую супружества, богобоязненную, нескверную Матерь без брака и без отца, и поскольку Ему надлежало родиться, очистил женское естество, отринул горькую Еву и отверг плотские законы, по великим же уставам буква уступила духу, и явилась нам благодать; тогда воссияла для людей светлая девственность, отрешенная от мира и отрешающая от себя немощный мир, столько предпочитаемая супружеству и житейским узам, сколько душа предпочтительнее плоти и широкое небо земле, сколько неизменяемая жизнь блаженных лучше жизни скоротечной, сколько Бог совершеннее человека... Конец же Закона — Христос для того в общение с человечеством вступил в девическом чреве, чтобы супружество преклонило к земле главу и чтобы оно уступило свое место, а явилось лучшее украшение... девственность, взятая во всей ее целости, есть такое приношение Богу, которое светлее золота и слоновой кости, что оно благоразумно, ясно как день, легкокрыло, высокошественно, легко, пресветло, превыше персти, не в земных юдолях, обитает в пространном небесном граде и вдали от плоти, одной рукой держится за нестареющуюся жизнь, а другой приемлет богатство и славу непрестающию, не уподобляется черепахе, которая под бременем своего костяного дома медленными шагами едва влачит свое влажное тело, не делится между Христом и владычествующею плотью, по закону земноводных, которые то держатся суши, то день и ночь остаются в водах, но устремляет к Богу всецелый ум, цветет же рождениями свыше, которые лучше земных чад, надеждой и чистыми помыслами, посылаемыми от Чистого. Напротив того, супружество или вовсе удаляется от Христа, по причине гибельных воспламенений плоти и всякого рода мирских забот, или слегка касается Божественного. Как тот, кто смотрит вдруг на две головы, или на два лица, или видит на страницах вдвойне написанные буквы, не улавливает верно целого образа, хотя и желает, но одну часть объемлет, а другая убегает от слабого, рассеявшегося зрения: так слаба и любовь, если разделена между миром и Христом; а напротив, тверда, если устремлена к Единому. Человек, или обладая всецело Христом, не заботится о жене, или, дав в себе место любви земной, забывает о Христе... Супругом же имею у себя единого Христа, Который преимущественно любит девственников" ("Песнопения таинственные", "Похвала девству").
"Насколько девственность предпочтительнее супружества, настолько непорочный брак предпочтительнее сомнительной девственности" ("Песнопения таинственные", "Советы девственникам").
"Положим, что похвально для тебя и супружество; но выше супружества нерастленность. Супружество — уступка немощи; а чистота — светлость жизни. Супружество — корень святых, а чистота — их служение. Ее и раньше уважали в установленные тому времена, например Адам в раю, Моисей на горе Синае, отец Предтечи — Захария, служа во храме. Супружество — корень и богоугодного девства; однако же оно — закон плоти и раболепство плотскому похотению. Когда имели силу Закон, и сени, и временные служения, тогда и супружество, как нечто детское, удерживало за собой первенство; когда же буква уступила, и заменил ее дух, когда Христос, родившись от Девы, пострадал плотью, тогда воссияла чистота, и она отсекает мир, из которого с восшедшим Христом должно нам переселиться в высший мир" ("Песнопения таинственные", "К девам").
"Лучше остаться свободным от уз, все отдать Богу и высшим мирам. Бог не сопряжен, ангелы бесплотны; а вещество сопряжено и исполнено тления. Вступивший в супружество печется о супруге и о милых детях; а у девственников все попечение о Христе. Если жена может тебе дать то же, что и Бог, то супружеская жизнь равна безбрачной. А если не может, то и между сими родами жизни нет равенства" ("Песнопения таинственные", "На целомудрие").
"В жизни возможны два состояния супружество и девство, и одно выше и Богоподобнее, но труднее и опаснее, а другое - ниже, но безопаснее" ("Слово 8, надгробное Горгонии, сестре св. Григория Назианзина").
Свт. Григорий Нисский: "тому, кто разумом своим обратился к этому миру, и занимает себя тем, чтобы «угодить» людям (ср. 1Кор. 7, 33), невозможно быть исполнителем первой и великой заповеди Господней, которая повелевает любить Бога «всем сердцем» и всею силою (Втор. 6, 5; Мф. 22, 37). Ибо как может любить Бога «всем сердцем» и силою тот, кто разделил свое сердце между Богом и миром, похищая любовь, одному Богу принадлежащую, и растрачивает ее на человеческие страсти? Ибо «Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском» (1 Кор.7, 32.33)" ("О девстве", гл.9).
Свт. Дмитрий Ростовский: "Приятен нынешний, законный брак по плоти, но чистота и целомудрие несравненно лучше и преславнее: исперва Адам назначен был к этому именно (то есть к чистоте и целомудрию). А брак попущен теперь — на малое время — только для тех, которые не хотят пребывать в чистоте и разуметь лучшее или не могут; чистота же пребывает во веки вечные... Плотское сочетание оставлено только для немогущих или нехотящих воздерживаться: нехотящим лучшего оставляется худшее" ("Алфавит духовный", 11).
"В Ветхом Завете законом установлялась жизнь по плоти, а в новой благодати советуется только духовное. Там почиталось супружество, здесь же ублажается безженство, а тем более честно и славно самое девство" ("Летопись", "Начало летописи").
"пред Богом как чистота бессупружных похвальна, так и чистота супружных честна («брак у всех да будет честен» — Евр. 13, 4), и тех — приятна, и этих не отвержена, как нескверная; и та славна, и эта имеет свою, хотя бы и иную, славу, как говорит апостол: «Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд» (1Кор. 15, 41). Хотя и иная, но все же слава, и каждому своя: особая слава солнцу, особая — луне и особая — звездам. Святой Исидор Пилусиот дает этим апостольским словам такое толкование: «Уподобляет Павел, — говорит он, — солнцу тех, которые возлюбили хранить девство; луне — тех, которые пребывают чисто во вдовстве; звездам же уподобляет тех, кто в честном супружестве соблюдает ложе свое нескверным" (Поучение 2-е на праздник Успения Пресв. Богородицы).
Пример величайших святых
О превосходстве девства свидетельствует и пример величайших святых. Мы почитаем многих святых, которые жили в т. ч. и в брачном состоянии. Но самые великие святые были именно девственники. Это Сам Спаситель, Божия Матерь, Иоанн Предтеча.
Свт. Филарет Московский: "первая Дева Божия есть Преблагословенная Мария" ("Слово в день введения во храм Пресвятой Богородицы", т. 4).
Вывод – подтверждение тезиса
Итак, и Слово Божие, и вселенский канон, и согласие отцов свидетельствуют, что девство – лучше, выше, честнее, превосходнее брака. Уравнение девства (монашества) с браком, утверждение "равночестности" и "равноспасительности" девства и брака противоречит Преданию Церкви, – и Слову Божию, и вселенскому канону, и согласию отцов.
Возражение 1:
Ссылка на вселенские каноны, которые осуждают гнушение браком, порицание брака (Ап. 51; Гангр. 1, 4, 9, 14; 6 Всел. 16), гордость, превозношение девствующих над бракосочетавшимися (Гангр. 10, 21) и утверждают нерушимость брака (Ап. 5; 6 Всел. 16), почтение к честному браку (Гангр. 21), Богоустановленность и благословлённость брака (6 Всел. 16), честность брака (6 Всел. 16), нескверность брака (6 Всел. 16).
Ответ:
Вселенские каноны осуждают:
1. гнушение браком, порицание брака (Ап. 51; Гангр. 1, 4, 9, 14; 6 Всел. 16);
2. гордость, превозношение девствующих над бракосочетавшимися (Гангр. 10, 21).
1
Гнушаться браком и порицать брак – это значит считать брак нечистым, скверным и неспасительным, т. е. соотносить брак и девство как плохое и хорошее. Это осуждается вселенскими канонами и подпадает под анафему. Но речь не о гнушении или порицании.
Превозносить девство над браком – это значит не унижать брак, но превозносить девство как состояние лучшее, высшее, превосходное, т. е. соотносить брак и девство как хорошее и лучшее. Это не есть гнушение и порицание. Брак и девство соотносятся как хорошее и лучшее. Это утверждается Словом Божиим и св. отцами. Это и есть учение Церкви.
Не понимающие этого различия подводят под анафему св-х отцов, включая ап. Павла, именно превозносивших девство над браком.
2.
Надо различать:
- превозношение девствующих над бракосочетавшимися, т. е. гордыню;
- превознесение девства над браком, т. е. похвалу девству.
Вселенские каноны осуждают именно превозношение девствующих над бракосочетавшимися, т. е. гордыню, но не превознесение девства над браком.
Иначе бы под анафему подпадали все св. отцы, которые именно превозносили девство над браком, начиная с ап. Павла.
Вселенские каноны утверждают нерушимость брака (Ап. 5; 6 Всел. 16), почтение к честному браку (Гангр. 21), Богоустановленность и благословлённость брака (6 Всел. 16), честность брака (6 Всел. 16), нескверность брака (6 Всел. 16).
Итак, вселенские каноны утверждают честность и спасительность брака, но не равночестность и равноспасительность его с девством и монашеством. Честность и спасительность брака не означает его равночестности и равноспасительности с девством и монашеством.
Царский (т. е. прямой, законный) путь состоит в том, чтобы не уклоняться ни влево, ни вправо. Уклонение вправо – это гнушение браком. Уклонение влево – это либеральное уравнение девства и монашества с браком, отрицание подвига. Царский (прямой, законный) путь, утверждаемый Церковью в отношении девства и брака, т. е. православное отношение к девству и браку, не гнушается браком, не порицает брак (уклонение вправо), но и не равняет его с девством (уклонение влево), но утверждает честность брака и превосходство девства над браком.
Иначе, не имело бы смысла никому предпринимать труды девства и монашества и лишать себя семьи, семейного счастья, если бы эти пути были равны.
Возражение 2:
Указание на трудности и сложности брачного пути как якобы уравнивающие его с путём девства и монашества.
Ответ:
Трудности и сложности брачного пути не придают ему славы, не делают его равночестным и равноспасительным с монашеским путём. Ведь эти трудности человек наложил на себя ради собственного удовольствия.
"Таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль" (1 Кор. 7, 28). Апостол не назвал эти скорби "славой" или "честью", но только пожалел. Ведь скорби в браке есть плод несовершенного выбора, которым человек искал собственного счастья, а не служения Богу.
Напротив, удобство для спасения монашеского пути – это и есть его высота и слава в сравнении с браком. Ведь это удобство – плод мужественного духовного выбора служения Богу.
Возражение 3:
Ссылка на то, что и в девстве (монашестве) можно погибнуть, и напротив, в браке спастись.
Ответ:
Это логический подлог,- оценка спасительности состояния по другому признаку, а не по признаку спасительности и достоинства самого девства (монашества) или брака.
Свт. Иоанн Златоуст: "многия из девственниц не достигнут ни того лона, ни меньшаго, но пойдут в самую геенну. Это показывают девы, оставшияся вне брачнаго чертога (Мф. 25:12). Отсюда не следует ли, что брак равен девству, или даже девство хуже его? Твой пример представляет девство хуже (брака). Авраам, живший в браке, находится в покое и наслаждении, а девственницы — в геенне; по вашим словам остается сделать такое заключение. Но это не так; нет: девство не только не хуже, но гораздо лучше брака. Почему? Потому, что не брак сделал таким Авраама, и не девство погубило тех несчастных (дев); но другия добродетели души прославили патриарха, и другие пороки жизни предали дев огню" ("Книга о девстве", 82).
Возражение 4:
Ссылка на необходимость брака для продолжения и умножения человеческого рода и заботу о демографии.
Ответ:
Субъективный ответ для каждого заключается в том, что в личном выборе для человека приоритет имеет личная духовная польза, а не глобальные вопросы устройства мира и общества. В личном выборе человек должен думать о том, чтобы в данный момент угодить Богу, поступить по воле Бога, а не заботиться о глобальных вопросах мироустройства. Это дело промысла Бога.
Так что, не дело человека заботиться о демографии или о "спасении России" (как иной раз рассуждают в оправдание выбора супружества, а не монашества). Тем более не надо такими "заботами" прикрывать свой менее совершенный волевой выбор, элементарно своё желание брака и полового общения. Дело человека – заботиться о личном угождении Богу. А о прочем – позаботится Сам Бог.
Объективное объяснение самой ситуации состоит вот в чём. Бог – Всемогущ, Премудр, Всеведущ. Он – над временем. Соотв-но, Он ещё от вечности знает свободный выбор воли каждого человека. Но, не предопределяет его. В причинно-следственном отношении первичен свободный выбор воли человека. Но в хронологическом отношении первично знание Бога, поскольку Бог – над временем. Соотв-но, Бог, ещё от вечности зная, какой выбор воли сделает каждый человек, учитывает и использует это в Своём промысле, плетёт ткань Своего промысла с учётом свободного выбора воли каждого человека,- решает, когда, от каких родителей, в какую эпоху этому человеку родиться. Т. е. использует его свободный выбор в целях Своего промысла. Т. о. Бог использует свободный выбор воли тех, которые захотели брака, для умножения человеческого рода. Поскольку есть люди, своей волей желающие брака и супружеского общения, Бог в Своём промысле и использует их свободный выбор воли для умножения человеческого рода. А если бы все захотели девства,- что было бы лучше,- тогда, значит, и промысел Бога о мире и об умножении человеческого рода был бы иным. Как было бы в этом случае – мы не знаем. Но, ведь у Бога – много средств (ведь и в Раю это было бы как-то иначе). Ведь Он – Всемогущ и бесконечно Премудр.
Возражение 5:
А как же заповедь "Плодитесь и размножайтесь" (Быт. 1, 28)?
Ответ:
Свт. Василий Великий: "А я всякому, советующемуся со мною о браке, свидетельствую, что «преходит образ мира сего, и время прекращено есть, да и имущие жены, яко не имущии будут» ((ср.: 1 Кор. 7:31, 29)). Если же укажут мне на заповедь: «раститеся и множитеся» (Быт. 1:22), то посмеюсь над не умеющим различать времени законоположений" (письмо 155 (160)).
Возражение 6:
Ссылка на слова Господа: "Не все вмещают слово сие, но кому дано" (Мф. 19, 11).
Ответ:
Иной раз эти слова понимают как какую-то заведомую данность, предопределённость. Но св. отцы толковали не так.
Надо понимать, что "способность или неспособность вместить" зависит от выбора воли человека. Т. е. это именно более совершенный или менее совершенный волевой выбор, зависящий от самого человека. А не какая-то заведомая предопределённость, независящая от человека. Ведь Бог – над временем. Он от вечности знает выбор воли каждого человека. Так вот, тем, в ком Он усмотрел выбор воли в сторону девства, Он даёт возможность и силы это исполнить, реализовать этот свой выбор. Это и есть "дано". Т. е. дано – тем, которые сами этого захотели.
Свт. Иоанн Златоуст: "Но если это зависит от воли, то спросит кто-либо: для чего Он вначале сказал: не вси вмещают, но имже дано есть? Для того, чтобы ты с одной стороны познал, как велик подвиг, с другой - не представлял его для себя необходимым. Дано тем, которые хотят. А говорил Он таким образом для того, чтобы показать, сколь великую имеет нужду в Божественной помощи тот, кто вступает на этот подвиг, - помощи, которую без сомнения получит желающий. Спаситель обычно употребляет это выражение, когда идет речь о чем-либо важном, как, например, говорит: вам есть дано ведати тайны (Лук. VIII, 10). А что это истинно, видно и из настоящего места. В самом деле, если бы эта добродетель была только даянием свыше и сами девственники от себя ничего не приносили бы, то напрасно бы Он обещал им Царствие Небесное и отличал их от других скопцов" (Беседы на Мф.).
Прп. Исидор Пелусиот: "Сказанное о девстве: не вси вмещают словесе сего, но имже дано есть, - сказано не в том смысле, что сие дается иным по какому-то жребию; в таком случае Бог не назначил бы им в награду Небесного Царства. Напротив того, сим показывается, что, во-первых, подвизающиеся сим преестественным подвигом имеют нужду в Божией помощи; и потом, совет сей сходит с неба, не законом постановляемый, но предлагаемый в виде увещания. В-третьих, девство дается тем, которые препобедили невоздержание, призывают содействие свыше, сохраняют драгоценность сию постами и бдениями, нерадением же и роскошью не предают себя зверю. А если бы давалось оно по жребию, то излишнею была бы награда. Не только по милости оно дано, но дается желающим его принять; а кто не хочет, тем никто и не даст" (Письма, 67 На слова: не вси вмещают словесе сего (Мф.19:11)).
Блаж. Иероним Стридонский: "Под словом этим пусть никто не разумеет судьбы или счастья... но дано это тем, которые просили этого, хотели этого или трудились, чтобы достигнуть этого. В самом деле, всякому просящему будет дано, и ищущий найдет, и стучащему будет открыто (Мф 7:8; Лк 11:10)" (Толков. на Мф. 19, 11).
Блаж. Феофилакт Болгарский: "Слово «дано» здесь стоит вместо «кому содействует Бог». Даруется же тем, которые просят, так как сказано: «просите, и дано будет вам. Всякий просящий получает»" (Толков. на Мф. 19, 11).
Прп. Иустин (Попович): "Не всъ вмъщаютъ слово сie, но кому дано (стих 11), Он не исключает никого, ибо это дается каждому, кто хочет, кто трудится, подвизается... А дано тем, которые хотят" (Толков. на Мф. 19, 10-12).
Отсюда понятно, что "неспособность вместить" есть собственный волевой выбор и следствие собственного волевого выбора человека. Потому и "не дано", что человек сам на каком-то этапе своего жизненного пути этого не захотел.
Т. о. неспособность вместить должна быть поводом к смирению, к признанию собственного несовершенства, несовершенства собственного волевого выбора. А не к тому, чтобы охуждать или отрицать сам путь.
Причины этой современной либеральной тенденции уравнять девство и монашество с браком
1. Внешняя. Общая волна секуляризации и либерализма касается и этой стороны жизни. Идёт атака на девство, на монашество, на подвиг, стремление сделать Христианство удобным, подчинить его гедонистическим стремлениям.
2. Внутренняя. Нетерпимость к самому подвигу со стороны тех, кто сам его не понёс. По причине гордыни и зависти те, кто не понёс высоты подвига девства и монашества, не хотят признать своё несовершенство, не хотят признать собственный недостаток мужества и самоотречения, но хотят пребывать в фарисейском приятном мнении, что "всё исполнил". Поэтому, вместо того, чтобы признать свою "неспособность вместить" подвиг и иметь её поводом для смирения, некоторые стремятся умалить само значение этого подвига, который они не смогли вместить, и уравнять его с собственным образом жизни.
3. Методическая. С другой стороны, на фоне таких угроз как разрушение семьи и демография некоторые проповедники и даже поместные документы искусственно занижают планку,- как бы все силы бросая на спасение института брака, пренебрегают вселенским учением Церкви о превосходстве девства. Что, конечно, неверно и методически, и, главное, неверно в отношении истины,- противоречит Преданию Церкви.
Итог – стратегия
Церковь обязана свидетельствовать в соответствии с Преданием о превосходстве девства и монашества над браком, обязана призывать людей, в т. ч. молодое поколение, к более высокому пути без оглядки на демографическую политику государства. Не дело Церкви заботиться о демографии; дело Церкви заботиться о спасении и святости людей. Нельзя жертвовать истиной ради солидарности с интересами государства.
Именно так надо настраивать молодое поколение, – ориентировать его на превосходство девства и монашества как более высокого, лучшего пути (о супружестве можно не беспокоиться, – его люди изберут и сами). Неправильно поступают родители, когда настраивают детей исключительно на брак, даже не рассматривая девство и монашество как вариант. Св. отцы порицали такое настроение родителей, их негативное отношение к монашескому выбору детей,- см. свт. Иоанн Златоуст "К враждующим против тех, которые привлекают к монашеской жизни", т. 1, ч. 1; свт. Амвросий Медиоланский "О девственницах", кн. 1, гл. 10-11; "О девстве", гл. 3, 7. Такие родители погрешают. Погрешают и священники, если скрывают более высокий, лучший, путь.
"Скрыли священники путь Господа, убили Сикима, потому, что беззаконие они сделали" (Ос. 6, 9).
Мы должны говорить, что есть более высокий, лучший, путь. Понятно, что когда дети вырастут, они сами сделают выбор. Здесь не может быть принуждения. Но ориентировать их, настраивать их на выбор девства и монашества как лучшего, высшего, превосходного пути, говорить им о превосходстве девства и монашества родители и священники обязаны. Чтобы у детей было побуждение к такому выбору. Выбор, конечно, дети сделают сами. Но, это не правильно, когда такой вариант, как более высокий и лучший, даже не рассматривается в беседах с детьми.
"Время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие; и плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие; и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего... кто непоколебимо тверд в сердце своем и, не будучи стесняем нуждою, но будучи властен в своей воле, решился в сердце своем соблюдать свою деву, тот хорошо поступает. Посему выдающий замуж свою девицу поступает хорошо; а не выдающий поступает лучше" (1Кор. 7, 29-38).
Толкования:
Свт. Феофан Затворник: "«Иже стоит твердо сердцем», твердое имеет убеждение в превосходстве девства и мужественно противостоит гнету людских мнений (Экумений)... и се разсудил есть в сердце своем... блюсти деву свою, то есть дочь свою в девстве добре творит – хорошо делает... Выдать деву замуж есть дело благоразумия житейского, а не выдать, в видах совершеннейшего угождения Господу, есть подвиг и добродетель. Если отцу такое одобрение, сколь большего одобрения достойна сама решающаяся девствовать!" (Толков. на 1Кор. гл. 7).
Блж. Феофилакт Болгарский: "Заметь, как сначала удивляется тому, кто соблюдает свою девицу: называет его твердым и стойким и делающим свое дело с рассуждением; ибо говорит: непоколебимо тверд в сердце. Значит, кто выдает свою девицу замуж, тот не тверд... Итак, честь ему, если оставляет дочь свою незамужнею; поэтому и выхваляет его апостол: ибо хорошо, говорит, поступает... гораздо лучше не выдавать замуж; ибо это совершенство в добром" (Толков. на 1Кор. 7, 37-38).
Пояснение позиции (тенденции доклада)
"Из сказанного нами никто не должен заключать, будто мы отвергаем установление брака, ибо нам небезызвестно, что и он не лишен благословения Божиего. Но поскольку в защиту его достаточно говорит общая человеческая природа, вложившая самопроизвольное стремление к нему во всех, которые путем брака рождают детей, а девство как бы противоречит природе, то излишен был бы труд писать советы и увещания относительно брака, когда само удовольствие служит неодолимым его защитником" (свт. Григорий Нисский, "О девстве").
Свящ. Алексей Шляпин