Сайт священника Алексея Шляпина - Единство Христианского идеала. Доклад на пастырском семинаре Можайского благочиния 24.11.2016 г.
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
Вселенская Православная Церковь, Московский Патриархат, Московская митрополия, Одинцовская епархия, Можайское благочиние

Единство Христианского идеала. Доклад на пастырском семинаре Можайского благочиния 24.11.2016 г.

Доклад на пастырском семинаре Можайского благочиния 24.11.2016 г.

 

Цикл: Единство Христианского идеала.

Тема 2: Единство Христианского идеала.

 

Единство идеала

 

Из превосходства девства (монашества) понятно, что девство (монашество) и брак стоят относительно Христианского идеала не в параллельном отношении, а в последовательном. Это не два "равночестных" и "равноспасительных" пути, но более совершенный и менее совершенный путь.

 

Отсюда должно быть понятно, семейная жизнь в принципе не является Христианским идеалом. Как может быть два идеала? Это было бы противоречием. Идеал по самому смыслу этого слова может быть только один. Ведь, второе, отличное от идеального – уже в принципе не идеально.

Соотв-но, Христианский идеалв принципе один.


Свт. Василий Великий: "Нет добродетели монашеской, и нет добродетели мирской, есть только один вид добродетели – добродетель Христианская" (цит. по памяти – не помню, откуда).

 

Свт. Василий Великий: "Соглашаешься ли в том, что Евангелия даны и оженившимся? Вот тебе приведено в ясность, что в послушании Евангелию потребуется отчет у всех людей, монахи ли они или живут в супружестве. Для вступившего в брак достаточно и того, что ему извиняется невоздержание, пожелание жены и сожитие с нею; прочие же заповеди, как всем равно узаконенные, преступать небезопасно. И Христос, благовествуя заповеди Отца, обращал речь к живущим в мире. А если и случалось, что вопрошенный наедине отвечал ученикам Своим, то свидетельствовал, говоря: «А яже вам глаголю, всем глаголю» (Мк. 13:37)" ("Слово подвижническое и увещание об отречении от мира и о духовном совершенстве").

 

Свт. Иоанн Златоуст: "Сожалею, что вы скромность и целомудрие почитаете обязанностью одних монахов, тогда как Христос постановил общие для всех законы. Когда он говорит: «кто смотрит на женщину с вожделением» (Мф.5, 32), то говорит не к монашествующему, но и к женатому, потому что гора та (на которой Он говорил) покрыта была людьми всякого рода... Все законы у нас с монахами общи, кроме брака. А Павел повелевает и брачным во всем уподобляться монахам: «время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие» (1Кор. 7, 29)" (Толков. на Мф., беседа 7).

 

Свт. Иоанн Златоуст: "Ты очень заблуждаешься и обманываешься, если думаешь, что иное требуется от мирянина, а другое от монаха; разность между ними в том, что один вступает в брак, а другой нет, во всем же прочем они подлежат одинаковой ответственности. Так...взирающий на женщину ко еже вожделети ея, будет ли он тем или другим, одинаково будет наказан за это прелюбодеяние (Мф.5:22,28)" (т. l, "К верующему отцу").

Свт. Иоанн Златоуст: "Мирянин не должен ничем отличаться от монаха, кроме одного только сожительства с женою; на это он имеет позволение, а на всё прочее нет, но во всём должен поступать одинаково с монахом" (Толков. на Евр., беседа 7).

Свт. Игнатий (Брянчанинов): "Монашество есть не что иное, как обязательство с точностью исполнять Евангельские заповеди... Монашеская жизнь есть не что иное, как жизнь по Евангельским заповедям" ("Приношение современному монашеству").

Об этом же писал сщмч. Иларион (Троицкий) ("Единство идеала Христова. Письмо к Другу").

Просто, девство и монашество ближе к этому единому евангельскому идеалу совершенства, чем брак.


Т. е. идеалом Христианской жизни является именно девство, безбрачие, монашество. И ошибка – искать Христианский идеал в браке. Как вообще в принципе является ошибкой и противоречием искать второй идеал.

 

"Свет для мирян – монахи"

 

Соотв-но, и для живущих в браке девство и монашество является ориентиром, идеалом. "Свет для мирян – монахи".

 

Господь сказал: "Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный" (Мф. 5, 48).

 

Свт. Игнатий Брянчанинов: "Должно достигнуть совершенства во всех добродетелях" ("Аскетические опыты", т. 2, "Слово о страхе Божием и о любви Божией").

 

Прп. Никодим Святогорец: "Бог требует от христиан полноты совершенства, требует, т. е., чтобы мы были совершенны во всех добродетелях" ("Невидимая брань", 1).

 

Соотв-но, чтобы стремиться вообще к совершенству, к идеалу, миряне должны стремиться в сторону именно монашеского образа жизни, ориентироваться на монашеский образ жизни, который есть просто образец Христианского, евангельского идеала.

 

Фундамент аскетики, неосновательность мирского "богословия брака"

 

Отсюда должно быть понятно, что современная либеральная тенденция противопоставить монашескую аскетику и добродетель мирской, пытаться выделить какую-то мирскую (мирянскую) аскетику и добродетель, свергнуть монашество, оторвать духовную жизнь мирян от монашеских принципов, оторвать богословие брака от святоотеческого монашеского учения и от аскетики и сформировать какое-то самостоятельное "богословие брака"ошибочна, искусственна, несостоятельна, неосновательна и означают просто отрыв от евангельских и святоотеческих принципов, снятие с фундамента Предания Церкви, создание какого-то искусственного "Христианства". Нет никакакой мирской добродетели, никакой мирской аскетики и духовной жизни, никакого мирского Христианства. Все принципы духовной жизни, которыми руководствуются и должны руководствоваться миряне – не иные как монашеские. Потому что сами монашеские принципы – не иные как просто Христианские, ни что иное как просто Евангелие в тщательном исполнении. Аскетика есть ни что иное как Евангелие в тщательном исполнении. Именно в самом Евангелии содержатся основополагающие принципы аскетики. Например, (Мф. гл. 5-7), да и всё Евангелие пронизано этим. Именно Евангелие лежит в основании аскетики.

 

Есть ещё такой ложный стереотип,- недоверие "монашескому" Богословию,- мол, "почему это всё в Церкви написано монахами?",-  и попытка сконструировать для мирян, для состоящих в браке, какое-то иное, мирское, "богословие", написанное "не монахами". Это – ошибка. Не может быть никакого "мирского богословия".

 

Это естественно, что всё Богословие в Церкви в основном написано монахами. Так и должно быть. Просто, монахи, как более близкие к Христианскому идеалу, соотв-но, более компетентны в Христианском Богословии.

 

Слова святых монахов, как более близких к Христианскому идеалу, соотв-но, наиболее авторитетны в т. ч. и в учении о браке. Ведь они говорили не только от своего опыта, но от Духа Св-го. Важно не мнение монахов, и не мнение состоящих в браке, но важно мнение Бога. А монашество более способствует стяжанию Духа Св-го, соотв-но, более способствует тому, чтобы человек знал мнение Бога.
Поэтому мнение святого монаха даже о браке – более авторитетно, чем мнение просто состоящего в браке. Авторитет мнения определяется по признаку святости, а не по признаку человеческого опыта.
Орёл лучше знает местность, чем заяц, даже живущий непосредственно на этой местности. А если этот орёл – Дух Св., то Он, конечно, лучше знает даже все кочки и ямки, по которым заяц скачет.

 

Так что, современная либеральная тенденция в вопросе брака отмежеваться от учения святых монахов и сконструировать какое-то мирское "богословие" о браке – это не Православие, не духовный, а душевный подход.
 

Соотв-но, нет и не может быть какого-то самостоятельного "богословия брака", оторванного от монашеских святоотеческих принципов и аскетики. Принципы аскетики – это не только монашеская норма, это норма вообще Христианская, общая и для монахов, и для мирян. Принципы аскетики – одни и те же и для монахов, и для мирян. Брак подчинён той же самой аскетике, что и монашество. Все принципы и стремления аскетики актуальны не только для монахов, но и для мирян. Такие как:

Целомудрие в одежде

Хранение ума

Хранение чувств

Непрестанная молитва

Стремление к бесстрастию

Освобождение сердца от всего мирского, плотского

Стремление к воздержанию

 

Христианская жизнь в браке отличается от монашества не в принципе, а только степенью.

 

Свящ. Алексей Шляпин


Назад к списку