Сайт священника Алексея Шляпина - Вопросы-ответы
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
Вселенская Православная Церковь, Московский Патриархат, Московская епархия, Можайское благочиние

Задать вопрос

  
05 Декабрь 2012

ОКСАНА спрашивает:
ПОДСКАЖИТИ ПОЖАЙЛУСТА КАК ПРИДАТЬ ЗЕМЛЕ САМОУБИЙЦУ

Свящ. Алексей Шляпин отвечает:
Что Вы имеете ввиду под понятием "предать земле"?

Если захоронение как таковое, так оно совершается над телом любого человека, независимо от образа смерти. Это и есть, собственно, предание земле.

Вероятно, Вы имеете ввиду обряд предания земле, который входит в состав чина отпевания, когда священник с молитвой крестообразно бросает первые горсти земли на крышку гроба или тело усопшего.
Так, этот обряд в отрыве от чина отпевания не имеет самостоятельного значения. Это составляющая чина отпевания.

Поэтому, вопрос стоит об отпевании, а не о "предании земле".

Отпевание в отношении самовольно наложивших на себя руки не совершается.

Исключение допускается, если только убивший себя, будучи по жизни Христианином, в момент самоубийства был в состоянии безумия. Т. е. совершил самоубийство не сознательно.

Сознательное самоубийство не является грехом только в том случае, если совершено ради Богоугодной цели. Например, если девушка или женщина убила себя ради сохранения целомудрия, спасаясь от блудного насилия. Или если воин пожертвовал собой ради ближних. В таких случаях самоубийство не только не является грехом, но есть подвиг.

22 Ноябрь 2012

елена спрашивает:
Скажите, пожалуйста. как относится к тому, что между детьми Адама и Евы было кровосмешение и было ли оно? Спасибо.

Свящ. Алексей Шляпин отвечает:
Дети Адама и Евы, будучи братьями и сестрами, вступали в брак между собой. В то время это не было запрещено Богом. Соответственно, не было грехом. Поскольку, цель, которую Бог тогда поставил перед человеком, было в т. ч. заселение земли.

Надо понять, что единственный критерий добра и зла (греха) - это воля Бога. Что соответствует воле и характеру Бога - это добро. Что противоречит Его воле, запрещено Им - это зло, грех. Иного критерия нет.

Соответственно, не будучи запрещённым Богом в то время, брак между близкими родственниками не был грехом.

И биологическая опасность такого брака в то время не существовала. Поскольку тогда ещё не произошло накопление мутаций. Которые и создают опасность близкородственного скрещивания (при совпадении повреждения генов у обоих родителей проявляется уродство).

Теперь же, когда цель заселения земли уже исполнена, брак призван в т. ч. поспособствовать единению распадающегося в межплеменной вражде человечества. Чему внутрисемейные, внутриклановые браки не способствуют. И кроме того, существует опасность близкородственного скрещивания из-за накопления мутаций. Поэтому теперь брак между близкими родственниками запрещён Богом и Церковью.

16 Ноябрь 2012

Василий спрашивает:
Отец Алексей, можно ли для принятия решений, когда не знаешь, как поступить, бросать жребий и раскрывать наугад Библию? Недавно возникла ситуация, в которой нужно было быстро сделать важный выбор. Долго думал, не мог выбрать, потом решил открыть Библию и попробовать понять из открытого текста, как поступить. Я читал перед этим, что нужно не просто прочитать что-то наугад, а понять связный текст. Но, сделав так, не смог применить текст к своей ситуации. Тогда попросил Бога в молитве открыть Его волю посредством жребия. Читал, что в важных случаях можно бросать жребий три раза. В результате мне два раза выпал один вариант, третий – другой. В итоге выбрал вариант, выпавший дважды, но сомнения по поводу этого решения только усилились. Посоветуйте что-нибудь по этому вопросу. Спасибо.

Свящ. Алексей Шляпин отвечает:

Механический способ открыть наугад Библию и прочитать первые попавшиеся слова - это, конечно, недопустимо. Это суеверие и сродни гаданию. Ктому же - с использованием Слова Божия, что есть грех против Третьей Заповеди.
Нельзя искушать Бога и пытаться вырвать у Него ответ.

Отношение к Слову Божию должно быть только осмысленным.

И необходимо понимать, что Бог даёт ответ, когда хочет, а не когда человек соизволил открыть Библию.

И ответ Бог даёт осмысленный, однозначный, определённое решение - через ум и сердце человека.

Т. е., искать ответ в Слове Божием можно и нужно. Можно для этого открыть Библию в произвольном месте. Но, для этого надо, с молитвой, читать Слово Божие осмысленно. Пытаться умом понять, как данное место Писания относится к моей жизни и ситуации. А не механически выбрать ту или иную цитату, заведомо своим решением определив это как "ответ от Бога".

15 Ноябрь 2012

Иоанн спрашивает:
Уважаемый отец Алексий! Моя мама раньше говорила, что в период от Рождества до Крещения нельзя открывать окна и форточки, чтобы не влетела некая нечистая сила. Также она всегда в ночь на Крещение (или с вечера) рисовала Кресты на дверях и окнах. после этого, как она говорила, уже можно открывать окна и форточки. У меня к Вам 2 вопроса:

1. Права ли моя мама, что в период от Рождества до Крещения нельзя открывать окна? Лично я считаю, что оконное стекло не помеха для падших ангелов.
2. Нужно ли рисовать Кресты на дверях и окнах в на Крещение?

Свящ. Алексей Шляпин отвечает:

1. Не права. Это невежество и суеверие. Разумеется, стекло и дерево - не помеха для духов.

2. Вообще делать изображение Креста на жилище, на вещах, на дверях и окнах - обычай благочестивый. При осознанном отношении и правильном понимании.

Неосмысленное совершение этого как формального обряда будет суеверием.

Также. Нельзя придавать этому какой-то магический смысл, считая, будто само изображение, как некий талисман, имеет силу.

Ошибочно, также, думать, будто кресты, нарисованные в определённое время (например, в ночь на Крещение), или нанесённые определённым способом (например, свечёй), имеют особую силу. Это суеверие.

Изображение Креста Христова, нанесённое любым приличным способом, нанесённое в любое время, - имеет одну и ту же силу. Которая - не в самом изображении, а посредством изображения подаётся от Самого Иисуса Христа, Распятого на Кресте.

Так что, осмысленное изображение Креста Христова на окнах и дверях, как апелляция ко Христу Распятому, без различия времени и способа изображения (будь то на Крещение или в любое другое время, любым приличным способом) - обычай благочестивый.

А бессмысленное повторение этого обычая, с акцентом на способ нанесения, с акцентом на определённое время, - это суеверие.

15 Ноябрь 2012

Иоанн спрашивает:
Уважаемый отец Алексий! Я раньше сам делал Кресты из досок. Моя бабушка этого боялась, так как говорила, что крест такой только на кладбище ставится... И она категорически запрещала держать такие кресты дома. Скажите, пожалуйста, права ли она?..

Кроме того, я делал ещё много Крестов из бумаги. Ей это тоже нравилось. Она говорила, что Крест должен быть только 1 (имея в виду нательный Крестик). Мне казалось, что деревянные и бумажные Кресты можно делать сколько угодно и держать дома. Никакой смертельной опасности, на мой взгляд нет. Что Вы скажете?

Свящ. Алексей Шляпин отвечает:

Не права.

Крест - символ Воскресения и Вечной Жизни, орудие нашего Спасения, Знамя Христа.

Образ Креста Христова мы почитаем, независимо от материала, из которого он сделан. Материал не имеет значения.

Крест, установленный на кладбище - такой же образ Креста Христова, как и крест нательный. И ставится он на кладбище как символ грядущего Воскресения. А не символ "смерти", как некоторым представляется.
Гнушаться крестом на кладбище - суеверие и грех.

13 Ноябрь 2012

Биолог спрашивает:
А не задумывались ли Вы получить для начала обоснованных суждений, более полного осознания матчасти многих Ваших утверждений биологическое, затем геологическое и другие естественнонаучные высшие образования?

Свящ. Алексей Шляпин отвечает:

Образование не является критерием и гарантией истины.
И образованный человек может нести ахинею.

Что мы и видим на примере современной официальной биологии, геологии, палеонтологии и т. д.

13 Ноябрь 2012

Тарас спрашивает:
Отец Алексий,

Скажите, пожалуйста, есть ли отличия между православной и католической Библиями?

Спасибо.

Свящ. Алексей Шляпин отвечает:

Насколько мне известно, текст не различается.

09 Ноябрь 2012

Александр спрашивает:
Отец Алексий, подскажите, пожалуйста, как относится к личности и к деятельности небезызвестного Андрея Кураева?..

Свящ. Алексей Шляпин отвечает:
По своему таланту диак. Андрей Кураев, несомненно, выдающийся апологет. И мне нравились его ранние работы. В них много здравых и трезвых мыслей. Это, например, такие книги как: «Традиция. Догмат. Обряд», «Оккультизм в Православии», «Дары и анафемы», в которых автор отделяет от Православия околоцерковные суеверия и стереотипы, не имеющие отношения к Преданию. Хотя, в них тоже встречаются ошибки.
Заслуживают одобрения противооккультные работы диак. Андрея Кураева, такие как: «Сатанизм для интеллигенции», «Кто послал Блаватскую?», «Куда идёт душа» и др., направленные против оккультизма, в т. ч. против учения Рерихов и Блаватской, учения о «переселении душ».
Однако, в последние годы диак. Андрея Кураева занесло не туда. Зачем ему вздумалось защищать такое лжеучение как теистический эволюционизм, проводить апологию такого вредного произведения как «Гарри Потер» и даже такого мерзкого как «Мастер и Маргарита»?! Я удивляюсь ещё, как ему времени не жалко на такую рекламу этих произведений? В книге «Вызов экуменизма» он погрешает против истины с уклоном в экуменизм. Хорошим ответом на эту работу является книга архим. Рафаила (Карелина): «Вызов новомодернизма». Одним словом, поздние работы и мнения диак. Андрея Кураева я не одобряю.
Более того, антицерковные выступления диак. Андрея Кураева (как то: отвержение чуда схождения Благодатного Огня; бездоказательные обвинения священноначалия Русской поместной Церкви) обесценивают его авторитет как церковного писателя и апологета. Так что, для меня, например, его работы потеряли интерес.

22 Октябрь 2012

//////////////// спрашивает:
Здравствуйте , Отец. как мне быть , я очень стеснительный , стесняюсь даже ходить в храм на Евхаристию.- последний раз был на ней лет в 8 , сейчас мне 17 . потихоньку воцерковляюсь . но не знаю как побороть стеснение и с чего начать новую Церковную жизнь? - помогите пожалуйста советом а если хотите и молитвой

Свящ. Алексей Шляпин отвечает:
Стеснительность происходит от гордыни.

Нужно покаяться (греч.: метанойа) в своей гордыни и стеснительности, т. е. переменить сознание, принять твёрдую решимость регулярно ходить в храм и участвовать в Евхаристии.

Необходимо просить Бога об этом в молитве.

Начать с того, что прийти в храм и исповедать свой грех гордыни и происходящей от неё стеснительности в Таинстве Исповеди перед священником.

19 Октябрь 2012

Владимир спрашивает:
Почему Крещение в некоторых храмах платно?..можно ли продавать Дар Божий?..

Свящ. Алексей Шляпин отвечает:

Утверждать, что Крещение в храме "платно" можно было бы только в том случае, если бы плата являлась условием совершения Крещения. И, соответственно, отказ от оплаты - причиной отказа в Крещении.

Так вот, я таких храмов не знаю. Более того, такая практика грозила бы настоятелю такого храма прещением от священноначалия.

Существующая практика пожертвований всвязи с тем или иным событием церковной жизни человека "платой" не является. Поскольку такое пожертвование не является условием совершения Таинства. А отказ от пожертвования не может служить основанием для отказа в совершении Таинства.

Привязка системы пожертвований к событиям церковной жизни человека - практика ненормальная, порочная, требующая исправления. Но, обусловлена она несознательностью самих мирян. Которые, если осознают себя православными Христианами, должны сами без напоминаний постоянно и полноценно содержать Церковь, т. е. вносить на содержание Церкви десятину, вне связи с событиями церковной жизни. А не "платить" в тех только случаях, когда им от Церкви что-то нужно. Испытывая при этом "чувство исполненного долга" (которое в данном случае обманывает).
А потом ещё жаловаться на то, что им напомнили об их естественной обязанности.