Сайт священника Алексея Шляпина - Вопросы-ответы
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
Вселенская Православная Церковь, Московский Патриархат, Московская епархия, Можайское благочиние

Задать вопрос

  
13 Сентябрь 2016

Павел спрашивает:
Собираюсь за границу...Батюшка, можно ли общаться с еретиками ? Можно их приветствовать ?

Свящ. Алексей Шляпин отвечает:

Слово Божие запрещает даже приветствовать еретика:

"Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его. Ибо приветствующий его участвует в злых делах его" (2 Ин. 10-11).

Вселенские каноны Церкви запрещают любое религиозное общение с еретиками (кроме проповеди им):

"Епископ, или пресвитер, или диакон, с еретиками молившийся токмо, да будет отлучен. Аще же позволит им действовать что либо, яко служителям церкви: да будет извержен" (Апост., 45).
"Аще кто из клира, или мирянин, в синагогу иудейскую или еретическую войдет помолитися: да будет и от чина священнаго извержен, и отлучен от общения церковнаго" (Апост. 65).
"Не подобает молитися с еретиком, или отщепенцем" (Лаод. 33).

Из греческого и латинского текста правил следует, что "...Под молитвенным общением, или как говорится в правиле, συνευξάμενος μόνον ("который только будет молиться"), по словам Вальсамона в толковании этого правила, нужно разуметь не только воспрещение епископу и остальным клирикам молиться в церкви вместе с еретиками, так как за это они уже подлежат извержению по 46-му Ап. правилу, как и за допущение еретиков к совершению чего-либо в качестве клириков; но слова συνευξάμενος μόνον нужно разуметь в смысле "имеющего просто общение" (άπλώς κοινωνήσαι) и "снисходительно смотрящего на молитву еретика" (ήμερώτερον διατεθήναι επί τή εύχή τού αίρετικού)..." (епископ Никодим (Милош): толкование на 45 Апост. правило); "В толковании 45-го Ап. правила мы видели, что православным духовным лицам возбраняется всякое религиозное общение с еретиками (communicatio in sacris)..." (епископ Никодим (Милош): толкование на 65 Апост. правило).

02 Сентябрь 2016

Мария спрашивает:
Здравствуйте, у меня такой вопрос) снимаю квартиру и обнаружила над всеми окнами кресты. Что бы это могло значить?

Свящ. Алексей Шляпин отвечает:

Если это православные кресты, то всё нормально. Это Христианский обычай - изображать в доме, над дверями, над окнами, и вообще в любом приличном месте, Крест.

01 Сентябрь 2016

Петр спрашивает:
До брака жена говорила, что у нее не было брака, а только блудное сожительство. Потом оказалось, что брак (ЗАГС) у нее был, но (по её словам) после росписи вместе они не жили, и в интимную связь не вступали. После они разошлись т.к. он нашёл другую. По этому она считает что брака не было. В нашем браке сразу-же (в первый же месяц) зачался ребенок, который сейчас уже родился.
Каноничен ли этот мой брак, или это незаконное сожительство?

Свящ. Алексей Шляпин отвечает:

Факт гражданской регистрации означает именно брак. И наличие или отсутствие интимной связи здесь ничего не меняет. Брак определяется не интимной связью, а актом легитимности.

Так что, развод и второй брак здесь противоречит Слову Божию и вселенским канонам.

Но вообще такие прикладные вопросы должен решать епископ.

19 Август 2016

Алексей спрашивает:
...можно ли поминать за Литургией людей крещёных но не ходящих в храм вообще? Какие есть правила о молитве в Церкви о таких людей? Можно ли молится о них на молебнах, акафистах? В лекциях о.Даниила я слышал что он говорит что Церковь не молится о людях в не Её не смотря на их крещение. Если человек вообще не ходил в храм, пребывал в заблуждении, не прибегал к Таинствам какое он имеет отношение к Церкви? Особо по этому вопросу нужно знать о умерших людях, есть ли смысл о таких подавать записки на Проскомидию? Келейно об облегчении мук молится можно я знаю...

Свящ. Алексей Шляпин отвечает:

Можно выделить три разряда в возможности молиться за человека:

1) В своей личной частной молитве молиться можно за всех, кроме явных нераскаянных грешников.

"Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том
говорю, чтобы он молился" (1Ин. 5, 16).

2) В церковной молитве вне связи с проскомидией (ектении, молебны, панихиды, литии),- то что называется гласным поминовением,- можно молиться только за крещённых православных Христиан. Кроме тех из них, которые сознательно отпали от Церкви, отвернулись от Православной веры или пребывают в смертном нераскаянном грехе или умерли в таком состоянии.

3) На проскомидии (т. е. с просфорами) поминать можно только воцерковлённых православных Христиан, которые участвуют или участвовали при жизни в Евхаристии, или хотя бы имели такое намерение.
Недопустимо поминать на проскомидии людей, не принадлежащих к Православной Церкви, а также неверующих, невоцерковлённых, не участвующих в Евхаристии, явных и нераскаянных грешников, и людей умерших в таком состоянии без покаяния. Соотв-но, недопустимо поминать на проскомидии людей незнакомых.

Свт. Симеон Солунский: "(На Литургии) Бог бывает зрим и приемлем нами! Здесь нет места неверным и иномудрствующим. «Что общего у света с тьмою?» (2 Кор. 6:14) Сказано, что Ангелы возьмут злых от среды правед¬ных. Поэтому иерей вообще не должен при¬носить частиц за инославных или совершать поминовение их. Нельзя также приносить частицы за тех, которые явно грешат и живут нераскаянно. Потому что приношение служит им к осуж¬дению, как в осуждение служит и причаще¬ние тем, которые без покаяния причащают¬ся страшных Таин, как сказал божественный Павел (2 Кор. 11:29)" (Премудрость нашего спасения. М.: Благовест, 2009).

Прп. Паисий Величковский: "Если вы говорите о противящихся Соборной Церкви, и в противлении и нераскаянии своем умирающих, то поверьте мне, что церковное поминовение о таковых не только не будет приятно, но и противно будет и Богу и святой Церкви, и священник, дерзающий по таковым творить поминовение, смертно согрешает. Поминовение по умершим есть самая главная часть бескровной жертвы, приносимой за православных христиан, как живых, так и умерших. Если кто-нибудь, даже из православных христиан, явно согрешает и не кается, то о таковом святая Церковь запрещает приносить бескровную жертву, пока он совершенно не оставит своего греха и искренно не покается. Если о православном явном грешнике не кающемся Церковь не разрешает приносить бескровную жертву, то может ли она допустить приносить таковую за умершего без всякого покаяния в противлении святой Церкви? Никак не может. О явном грешнике, что не подобает ему причащаться святых Таин и невозможно приносить за него бескровную жертву, свидетельствует святой Симеон, архиепископ Солунский, следующими словами: «нет места неверным или иномудрствующему. Поэтому никак не следует какому бы то ни было священнику приносить жертву или творить поминовение о явно согрешающем и не кающемся, так как это приношение бывает им во осуждение, равно как и принятие страшных Таин недостойно и без покаяния причащающимся, как об этом говорит божественный Павел» (Кор.11:29). Того же Симеона, о каковых следует приносить частицы: «Явно согрешающих верных приношения священники не должны принимать, как случится, но сначала требовать покаяния. Ибо приобщение бывает приносимою частицею, и не подобает, будучи недостойными, причащаться этой жертвы». Того же Симеона о том, что священнику следует внимательно наблюдать, о ком он приносит частицу: «насколько полезно бывает приношение о достойно приносящих, настолько бедственно и вредно о недостойных... Поэтому и следует священнику внимательно наблюдать, чтобы не от всякого желающего принимать приношение, и не приносить о таких, которые грешат без всякого стыда, чтобы не быть осужденными вместе с ними». Доселе слова святого Симеона, лучше же сказать, слова всей святой соборной Церкви, ибо он говорит согласно с соборным мудрованием. Из этих слов вытекает, что об умерших без покаяния и в противлении святой Церкви никак не следует совершать церковное поминовение. Дерзающий совершать о таковых поминовение воздаст за это страшный ответ, пред Христом Богом в день страшного суда Его" (Сергий Четвериков. Молдавский старец Паисий Величковский. Минск, Изд-во Свято-Елисаветинский монастырь, 2006. С. 276–277).

Прп. Лев Оптинский: "Не должно поминать явно грешников, пребывающих в нераскаянии, в заблуждении и расколах; по толкованию учителей церковных – через соединение частиц, вынутых за их имена, с Божественною Кровию, – не очищение, но осуждение для них бывает" (Душеполезные поучения Оптинских старцев. Письмо 207. Свято-Введенская Оптина Пустынь, 2000).

03 Август 2016

Татиана спрашивает:
Пропадает моя двадцатилетняя дочь-наркоманка,погибает физически и духовно. Я не справляюсь с этим тяжким испытанием,не по силам мне крест сей,впала в страшное уныние,жизнь на земле кажется адом. Как спасти дочь и спастись самой в этой ситуации,как мне выжить?

Свящ. Алексей Шляпин отвечает:

Надо молиться Богу.

Спасение Вашей дочери напрямую зависит от её собственной воли. Если она сама хочет этого, тогда ей надо начинать с покаяния, с Исповеди, беседы со священником.

24 Июль 2016

Иоанн спрашивает:
Мне довелось слышать мнение, что такое растение, как табак, не Богом создано, а падшим ангелом... Каково Ваше мнение по этому вопросу, отец Алексий?..

Свящ. Алексей Шляпин отвечает:

Это, конечно, ересь.

Всё сотворено Богом. И растение табак тоже сотворил Бог.

Зло - не в природе. Зло - в злоупотреблении свободой воли.

24 Июль 2016

Иоанн спрашивает:
Одна женщина говорила, что Радоница - единственный день в году, когда души умерших отпускаются на землю. Так это или нет?

Свящ. Алексей Шляпин отвечает:

Нет. Это суеверие.

23 Июль 2016

Иоанн спрашивает:
Отец Алексий! Почему Вы считаете, что каноническим основанием для развода может быть только прелюбодеяние жены, но не мужа, если Святитель Игнатий Брянчининов так говорит: "Господь воспретил развод, допускавшийся законом Моисея, за исключением тех случаев, когда брак будет уже расторгнут беззаконно прелюбодеянием которой либо половины" ("О Евангельских Заповедях"... Как видим, Свт. Игнатий не уточняет, кто именно совершил прелюбодеяние - муж или жена. В любом случае допускается развод.

Свящ. Алексей Шляпин отвечает:

На основании вселенских канонов, которые именно уточняют, что основанием для развода является прелюбодеяние жены, жене же прелюбодеяние мужа не даёт права на развод: (Вас. Вел. 9; 21; Шест. Всел. 87).

23 Июль 2016

Иоанн спрашивает:
А если бы Адам и Ева не согрешили, то Боговоплощение произошло бы или нет? Родился бы Господь и Бог наш Иисус Христос от Марии, если бы не было бы греха Адама и Евы?

Свящ. Алексей Шляпин отвечает:

Грехопадение было поводом для Боговоплощения, а не причиной.

Причиной же Боговоплощения является любовь Божия, желание Бога быть с нами и обожение (приобщение к Божественной благодати) человека.

21 Июль 2016

Иоанн спрашивает:
Отец Алексий! Вы пишите про Жертву Христову:
> Вот так и произошло с диаволом. Он поднял руку на Христа, т. е. интриговал против Него, довёл Его через людей до смерти, думая, что это, пусть и Святой, но такой же потомок Адама, как и все, т. е. под первородным грехом, подлежащий смерти, под его, диавола, властью. И т. о. диавол обманулся, попался на собственную злобу. Когда Душа Христа сошла в ад, к ужасу диавола оказалось, что, во-первых, это Сам Бог; во-вторых, что и как Человек Христос не подлежал смерти и не был под властью диавола, т. к. не совершил никакого личного греха и, в силу Непорочного Зачатия, не был под первородным грехом. Т. е., оказалось, что диавол поднял руку на Христа не по праву, на непринадлежащего ему. Т. о., диавол сам, по той самой формальной справедливости, на которую и рассчитывал, оказался виновен перед Богом, бесконечным должником Бога. Соответственно, говоря юридическим языком, всё имущество диавола (люди) уже по справедливости подлежит конфискации в пользу Бога.
Но мне не понятно, ПОЧЕМУ диавол не знал ни Божественности Христа, ни о Безгрешности Христа как Человека? Неужели Христос СОЗНАТЕЛЬНО и НАРОЧНО УТАИЛ от диавола правду о Себе, СОЗНАТЕЛЬНО и ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННО ввёл диавола в заблуждение? Или Христос никого (даже диавола) не обманывал сознательно, а дело всё в том, что просто диавол сам (по своей гордыне, может быть) не хотел или не мог поверить в Божественность и Безгрешность Христа?

Свящ. Алексей Шляпин отвечает:

Дело в том, что диавол - не всеведущ, но является тварным ограниченным существом. Соотв-но, знает только то, что Бог позволил ему знать.

И Бог не обманывал диавола. Он, просто, не открыл, не позволил ему знать всю информацию о Себе. Это Его право.

Не Бог обманул диавола, но диавол обманулся, когда влекомый собственной злой волей сфантазировал, т. е. спроецировал на Христа то, что знал об обычных людях. Не Бог его понудил к этому, но собственная злая воля диавола.