Сайт священника Алексея Шляпина - Вопросы-ответы
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
Вселенская Православная Церковь, Московский Патриархат, Московская епархия, Можайское благочиние

Задать вопрос

  
23 Март 2016

Дмитрий спрашивает:
Здравствуйте, батюшка! На работе некоторые сотрудники периодически высказывают хулу на Господа нашего Иисуса Христа, Пречистую Богородицу Марию и Святую Православную Церковь. Я вступаюсь с опровержением их слов и стараюсь объяснять, что они не правы. Но пока до них не доходит, а самому мне от их хулы тяжело на душе. Как мне поступить, чтобы эта практика с их стороны прекратилась? Должен ли я побить их? И второе (связанное с предыдущим): часто атеистами упоминаются слова Ветхого Завета (Второзаконие 23:19-20 и 28:12) в качестве "обличения" веры. Я сам не знаю как понимать эти слова о превосходстве иудеев над другими народами положительно, но поскольку в вере не сомневаюсь, то и не смущался по этому поводу. Но вот как мне полемизировать с воинствующими атеистами? Как эти стихи Второзакония положительно можно понять?

Свящ. Алексей Шляпин отвечает:

1) Побить за хулу на Бога, святых и святыню - доброе дело и проявление мужества.

Как сказал свт. Иоанн Златоуст: "Если ты услышишь, что кто-нибудь на распутье или на площади хулит Бога, подойди, сделай ему внушение. И если нужно будет ударить его, не отказывайся, ударь его по лицу, сокруши уста, освяти руку твою ударом; и если обвинят тебя, повлекут в суд, иди" ("Беседы о статуях", 1).

Но, нужно, чтобы мотив был верный,- т. е. именно по ревности о Боге. А не ради самоутверждения, чтобы доказать себе собственное мужество или понравиться кому-то.

И в любом случае богохульство, кощунство и сквернословие надо обличать.

2) Израиль в Ветхом Завете - это не этнос, а народ Божий, коим сейчас является Церковь.

Соотв-но, взаимоотношения Израиля с другими народами - аналог и прообраз отношения Церкви с миром сим.

Т. е. речь не об этническом превосходстве евреев, а о превосходстве народа Божия (Церкви) над миром сим.

14 Март 2016

Константин спрашивает:
Здравствуйте батюшка. Скажите пожалуйста, каков взгляд Церкви на спасение католиков и фундаментальных протестантов? С одной стороны, они вне Православной Церкви, но с другой, они поклоняются Христу и стараются исполнять Его заповеди.

Свящ. Алексей Шляпин отвечает:

Вне Церкви - нет спасения.

Т. наз. "католики" и протестанты состоят в ереси и расколе, т. е. вне Церкви.

13 Март 2016

Владимир Бурлаков спрашивает:
Иерей Алексий Шляпин! Я, как Православный Христианин и русский патриот, монархист и НАЦИОНАЛИСТ, считаю, что Вы проповедуете откровенную ересь, уклонение в МОНОФИЗИТСТВО!.. Если Вы считаете, что я неправ, то мы можем устроить ПУБЛИЧНЫЙ ДИСПУТ. И тогда, если я, с Божией помощью, как верую, отстою патриотизм как неотъемлемую часть Православной Веры и тогда Вы обязаны ПУБЛИЧНО ОТРЕЧЬСЯ от своих еретических взглядов, либо же, если Вы победите, то тогда я сам лично отрекусь от России и признаю Ваше нововведенное учение! Критерий победы или поражения очень прост: нарушение кем-то из спорящих правил аргументации. Но только при одном НЕПРЕМЕННОМ УСЛОВИИ: Вы лично известите Святейшего Патриарха Московского и всея РУСИ Кирилла о Ваших с позволения сказать, взглядах, идеях и пусть Святейший Владыка даст свое Патриаршее благословение на проведение этого диспута. Только в его присутствии, либо человека, уполномоченного от него Архиереской грамотой! Упасение от ересей - это есть постоянная отеческая забота Святейшего Отца нашего! Ни от кого иного я не принимаю никакого вызова только публичный диспут с самим Алексеем Шляпиным! Мой телефон (никому, кроме иер. Алексея Шляпина НЕ ЗВОНИТЬ! Сразу в ЧС!): 89164147966. Моя страница ВК https://vk.com/id226601028 (НИКОМУ, КРОМЕ ИЕР. АЛЕКСЕЯ ШЛЯПИНА НЕ ПИСАТЬ! СРАЗУ - БАН и ЧС! Приходите на публичный диспут!)...

Свящ. Алексей Шляпин отвечает:

Владимир! Я принимаю Ваш вызов на диспут.

Но не Ваши условия. С какой стати Вы вменяете мне обязанности и обязательства?!

Поскольку Вы - вызывающая сторона, бремя организации лежит на Вас. Пожалуйста, ничто Вам не мешает самому обратиться к Патриарху.
Я же расцениваю это Ваше условие как заведомую попытку ограничиться одним лишь вызовом без самого диспута. Поскольку не думаю, что Вы можете не понимать, что масштаб нашего диспута не соответствует личному вниманию Патриарха.
Я принимаю Ваш вызов независимо от того, получите Вы ответ от Патриарха или нет. Если невыполнение этого условия послужит для Вас поводом для отказа от диспута, я и буду расценивать это как отказ от диспута с Вашей стороны.

Что касается отречения от своих взглядов в зависимости от исхода диспута, Вас, как говорится, "за язык никто не тянул". Я же для себя не считаю приемлемым ставить свои взгляды в зависимость от исхода диспута. Это значит не то, что я сомневаюсь в его исходе (позиция патриотов, националистов и монархистов - логически неосновательна, соотв-но, Ваше поражение в диспуте - предсказуемо), но то, что я в принципе считаю неприемлемым ставить свои взгляды в зависимость от каких бы то ни было условий кроме самой истины. Я знаю, что такие идеологии как патриотизм, национализм и монархизм противоречат Преданию Церкви и несовместимы с Православным учением, не соответствуют истине. С другой стороны, исход диспута не всегда зависит от правоты, но, бывает, например, от способностей или сиюминутного состояния участника. Так что, даже поражение в диспуте не заставило бы меня изменить свои взгляды.

Что касается проведения диспута, если Вы (как вызывающая сторона) организуете устный диспут на приличном уровне (т. е. предоставите общественное, а не частное, помещение), я явлюсь на диспут (в пределах Московской или близлежащих областей). Только, согласуйте со мной время.

Если же организация устного диспута для Вас затруднительна, я предлагаю интернет-диспут.

Только, не на Ваших ресурсах. Т. к., уж простите, просто не доверяю Вам. У меня уже был неприятный опыт дискуссии с мусульманами на их сайте "Вопрос-ответ". Они сами открыли тему на мои слова и пригласили меня для дискуссии на свой сайт. Некоторое время мы дискутировали. Потом их модераторы (а кажется, они сами и отвечали) поступили некрасиво и полемически некорректно, – взяли и удалили все мои ответы и часть своих. Оставили только моё заглавное сообщение и часть своих ответов. Т. е. обрезали и закрыли тему в невыгодном для меня месте, оставив за собой последнее слово, создали иллюзию своей победы в теме. С тех пор я стараюсь не тратить время на дискуссию на ресурсах оппонента.

И не на моих ресурсах. Поскольку просто не хочу засорять свои сайты и страницы Вашими патриотическими и т. п. опусами.

Поэтому, предлагаю провести интернет-диспут на нейтральном ресурсе. Лучше всего для этого подходит православный форум "Слово". Там нет премодерации и есть дуэльный раздел. Так что, если Вы зарегистрируетесь на форуме "Слово", у нас через некоторое время будет возможность для диспута.

Время для диспута у меня будет не ранее июня этого года (сейчас загружен).
Но, ведь, человека, который не сомневается в своих взглядах, ожидание диспута не должно беспокоить. Ожидание невыносимо при сомнении. А уверенность не должна бояться ожидания. Так что, присмотритесь к своему душевному состоянию в этот период до июня.

Интернет-диспут я считаю более адекватным, чем устный. Т. к. есть время подумать над ответами и лучше их сформулировать, и победа зависит не от ораторских способностей, а от логики. Если, конечно, не боитесь доверить свои взгляды логике!

Итак, Владимир, жду Вашего сообщения о месте и времени диспута (если настаиваете на устном диспуте) или Вашей регистрации на форуме "Слово". Или иных Ваших предложений.

09 Март 2016

Марина спрашивает:
Здравствуйте, о.Алексей,
Верно ли,что у человека каждый орган страдает от определенной страсти, если не борется с ней?..

Свящ. Алексей Шляпин отвечает:

Разумеется, та или иная страсть так или иначе отражается на теле.

Но считать ту или иную болезнь того или иного органа конкретным индикатором страсти, - ошибка. Тем более ошибка - отсутствие болезни считать отсутствием страсти.

Ведь и изначально физическое состояние у разных людей разное. И, самое главное, Бог может наказать за попустительство той или иной страсти по-разному, так, как Сам захочет, а не только через определённый орган.

06 Март 2016

Павел спрашивает:
Что представляет собой огонь ада? Это физическое пламя или метафизическое обозначение чего-либо иного?

Свящ. Алексей Шляпин отвечает:

Это и физическое пламя для тела, и огонь Божественной любви, палящий совесть.

24 Февраль 2016

Елена спрашивает:
Сыну подбросили икону "Благословение детей" на лобовое стекло автомобиля.На воротах камера зафиксировала двух людей, которые поставили икону и убежали.Я отнесла икону в храм, но было уже поздно, храм был закрыт и я оставила при входе, но не на полу.Я верующий человек, но столько зла стало, что мысли очень плохие лезут в голову.

Свящ. Алексей Шляпин отвечает:

Нехорошо было гнушаться иконой.

Если икона православная, то можно было без всякого сомнения оставить её у себя.

20 Февраль 2016

Марина спрашивает:
Здравствуйте, отец Алексий!
У меня 2 вопроса к Вам:
1.Можно ли прерывать чтение Евангелия на пол-стихе...
2. Слушаю я и читаю параллельно с сайта азбука Веры и,кстати заметила, что порой слова на церковнославянском также различаются - как написана на сайте и как читают в передаче. Отчего это, батюшка?
Благодарю Вас за пояснения. Храни Вас Бог на многая и благая лета!

Свящ. Алексей Шляпин отвечает:

1. Можно, если при этом не меняется смысл.

Деление на стихи - позднее и условное. Оно не имеет канонического значения.

2. Церковно-славянский язык сильно устарел технически. Поэтому в священных и богослужебных книгах постепенно ведётся работа по адаптации текста к восприятию современным русскоязычным человеком. Т. е. сильно устаревшие слова меняются на более современные формы с тем же смыслом.

Смущаться этим не надо. Язык, в т. ч. церковно-славянский, - это лишь средство, инструмент, для передачи смысла священного текста. Важно, чтобы слово точно передавало смысл оригинального, т. е. греческого, текста.

19 Февраль 2016

игорь спрашивает:
я борюсь со страстями часто и мучительно но когда получается вырваться из страстей я начинаю ощущать христианство как нечто очень скучное как набор бесчеловечных правил и запретов с требованием всех любить и от этой скучности христианства я невольно сползаю обратно к страстям и грехам. неужели христианство само по себе действительно скучный безжизненный набор правил запретов и рекомендаций? отчего эта скука от христианства. почему какой нибудь пошлый комедийный фильм развлекает душу но избавившись от пошлых фильмов я чувствую безжизненность и искусственность христианства?

Свящ. Алексей Шляпин отвечает:

Это не Христианство вызывает скуку. Это действие страсти уныния,- один из фронтов духовной брани.

Здесь нужно усилие воли и терпение, чтобы делать что должно для духовной жизни, исполнять волю Божию, несмотря на временное отсутствие внутреннего утешения.

Бог, когда захочет, даст утешение. А нам необходимо до этого момента проявить терпение и усилие воли.

Христианство снаружи кажется скучным и неинтересным, и кажется таким на некотором этапе духовной жизни.

"Оно — как зерно горчичное, которое, когда сеется в землю, есть меньше всех семян на земле; а когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков, и пускает большие ветви, так что под тенью его могут укрываться птицы небесные" (Мк. 4, 31-32).

18 Февраль 2016

Дмитрий спрашивает:
Скажите, может ли христианин заниматься боксом?

Свящ. Алексей Шляпин отвечает:

Это суетное занятие.

Кроме того, учась бить в лицо и вообще бить другого человека, человек ломает в себе почтение к человеку как образу Божию.

Кроме того, возможно нанесение другому человеку повреждения или увечья. Что является грехом против 6-й Заповеди.

Так что, если этот вид спорта и не является в принципе греховным, т. е. по самим мотивам и предпосылкам, тем не менее он сопряжён с грехом и несёт опасность греха. Т. е. в любом случае душевреден.

Так что, благословение на занятие боксом я бы никому не дал.

12 Февраль 2016

Вячеслав спрашивает:
Скажите пожалуйста, писал ли Моисей лично все Пятикнижие? Или оно могло быть написано разными людьми по преданию Моисея? И что вообще означает понятие "авторства" в Библии?

Свящ. Алексей Шляпин отвечает:

Пятикнижие написал лично Моисей. Кроме места о смерти Моисея, которое, по преданию, написал Иисус Навин.

Понятие авторства в Библии должно пониматься буквально, как книги и надписаны, как его и понимает Церковь.

Нужно доверять самому Свящ. Писанию и Церкви. Которая признаёт именно надписанное авторство библейских книг. А не всяким библейским критикам. Которые отвергают авторство без действительных объективных оснований,- только потому, что не хотят признать действительность исполнения пророчеств, или на основании субъективного произвольного впечатления от текста.