Сайт священника Алексея Шляпина - Идоложертвенное запрещено!
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
Вселенская Православная Церковь, Московский Патриархат, Московская епархия, Можайское благочиние

Идоложертвенное запрещено!

 

В отношении к идоложертвенному бытует неверный стереотип, будто условием запрета является только соблазн, и если, мол, никого при этом не соблазняешь, то при понимании в своей совести, что "идол в мире ничто", вкушать идоложертвенное можно.

В частности такое неверное понимание выражено в статье диак. Андрея Кураева "Вредят ли Христианину подброшенные нечистоты?".

Основывается это неверное мнение на выборочном и произвольном понимании слов ап. Павла об этом. Считающие так ограничиваются словами ап. Павла о ничтожестве идолов и о соблазне, но не учитывают всех слов Апостола и вообще Церкви об этом.

Защитники вкушения (при отсутствии соблазна) идоложертвенного ссылаются на слова о том, что "идол в мире ничто". Но, игнорируют линию мысли Апостола целиком. Дело в том, что мысль ап. Павла этими словами не ограничивается. Далее (в 10-й главе) Апостол продолжает: "Убегайте идолослужения... Что же я говорю? То ли, что идол есть что-нибудь, или идоложертвенное значит что-нибудь? Нет, но что язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами. Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской" (1 Кор. 10, 14-22). Т. е., даже понимая, что "идол в мире ничто", (т. е. даже будучи совершенным в своих понятиях), Христианин тем не менее должен гнушаться идоложертвенной пищей как причастной бесов. Т. е. по причине недопустимости собственно общения. А не только по причине свидетельства и соблазна.

И слова "Господня земля" оправдывают только вкушение без исследования, т. е. только возможное вкушение идоложертвенного по незнанию. Апостол учит, что не надо исследовать, является ли пища идоложертвенной, и если Христианин, не зная об идоложертвенном статусе пищи, вкушает её, то не согрешает. Ибо "Господня земля, и что наполняет ее". Но, эти слова, и вообще повеление Апостола не исследовать, не дают оснований для заведомого вкушения идоложертвенного.

Иначе, возникает противоречие со словами самого же ап. Павла об общении через идоложертвенное с бесами (1 Кор. 10, 14-22). Которые теряют смысл, если дело только в свидетельстве и соблазне.

И с определением Апостольского Собора в Иерусалиме, который однозначно запретил идоложертвенное.

"Угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда..." (Деян. 15, 28-29).

И с толкованиями св. отцов. Которые объясняют линию мысли Апостола целиком (1 Кор. 8-10 гл.), т. е. что заведомое вкушение идоложертвенного и само по себе недопустимо, а не только по причине соблазна.

 

Свт. Иоанн Златоуст:

"...вместе с тем и сами совершенные впадали в немаловажный грех, пользуясь бесовскими трапезами...
...опровергнув понятие об идолах, первой причиной воздержания он поставляет соблазн братий...
Я уже не говорю, продолжает он, об идольских жертвах, которые непозволительны и по другой причине...
...и без соблазна следовало бы воздерживаться потому, что это бесовская трапеза... Чтобы (коринфяне) не сказали, что можно есть идоложертвенное, оградив себя крестным знамением, он сначала не опровергает этого и говорит, что, хотя бы и можно было, не должно делать для избежания соблазна братий: а потом показывает, что и не можно...
«Итак, братие моя..., убегайте от идолослужения» (1Кор.10:14)... называет дело идолослужением, чтобы они отстали от него не только потому, что оно причиняет вред ближнему, но и потому, что оно само по себе весьма гибельно...
...вкушающие от жертв делаются участниками жертвоприношения. Видишь ли, как он доказывает, что считающиеся совершенными не имеют совершенного знания, если они не знают даже того, что от такого общения у многих происходит некоторое дружество с демонами, когда они мало-помалу приобретают к тому навык? Если у людей общение соли и трапезы бывает поводом и знаком дружбы, то тоже самое может быть и в отношении к демонам...
...на том основании, что оно не имеет никакой силы, не вкушайте его безразлично, так как это — трапеза врагов и нечестивых...
Для чего же, скажешь, воздерживаться? Не для того, что иначе можно сделаться нечистым, но для брата, чтобы не иметь общения с демонами, и чтобы не подвергнуться осуждению от неверного. Здесь не свойство (яств), но преслушание и общение с демонами делают меня нечистым, и от произволения зависит осквернение...
...Видишь ли, сколько он привел причин, по которым должно воздерживаться от жертв идольских? Именно: потому, что невоздержание бесполезно, излишне, вредит брату, возбуждает хулу со стороны иудея, поношение со стороны язычника, что и не должно иметь общения с демонами, что такое поведение есть некоторым образом идолослужение..."


(Беседы на 1 Кор., Беседы 20-25).

 

Он же:

"...во-первых, что нет ни одного создания, которое было бы скверно; и, во-вторых, что если бы что-нибудь и было скверно, то ты имеешь против этого врачество: осени знамением (креста), возблагодари, воздай славу Богу, и всякая нечистота исчезнет. Неужели и идоложертвенное, скажешь ты, может быть таким образом очищено? Да, когда ты не знаешь, что это идоложертвенное; а если знаешь и, несмотря на то вкусишь, то соделаешься нечистым, не потому, что это идоложертвенное, а потому что, получив заповедь не приобщаться к демонам, ты чрез это вошел с ними в общение. Следовательно, оно не по природе своей нечисто, но становится таким вследствие твоего произволения и преслушания"

(Толков. на 1 Тим., Беседа 12).
 

 

Свт. Феофан Затворник:

"«...вместе с тем и сами совершенные впадали в немаловажный грех, оскверняясь бесовскими трапезами...» (святой Златоуст). Таким образом, вкушавшие идоложертвенное два греха совершали: соблазняли немощных и сами осквернялись, хоть не думали делать ни того, ни другого. «Блаженный Апостол, желая исправить их, не вдруг употребляет слова обличения, ибо происходившее у них было следствием более неразумия, нежели развращения, и потому нужно было в начале употребить более увещание, нежели сильное и гневное обличение» (святой Златоуст).
1) Сначала говорит Апостол против первого греха — соблазнения немощных (1Кор.8 и 1Кор.9).
2) Потом — против второго греха — осквернения идоложертвенным (1Кор.10:1-11:1).

2. Вкушающие идоложертвенное сквернятся (Глава 10)
Главную мысль, что вкушающие идоложертвенное трапезе бесовской причащаются, потому не безвинны и должны страшиться гнева Божия, раскрывает Апостол в средине главы (стихи 15—22)...
...Бегайте же идолослужения! Идолослужением называет вкушение от жертв идольских. Не прямое это идолослужение, но причастие к нему, осквернение им. Прежде он не касался этой стороны, соглашаясь, что знание, высшие взгляды делали их неприкосновенными скверне идолослужения. Теперь и это приписывает их делу... вкушая от жертв идольских, они причастны идолослужению. Об этом и следует речь. Феодорит пишет: «Апостол постепенно усиливает обвинение, и показывает, что равнодушное вкушение идоложертвенного нимало не разнится от служения идолам». Святой Златоуст говорит: «...называет дело их идолослужением, дабы они отстали от него не только потому, что оно причиняет вред ближнему, но и потому что оно само по себе весьма пагубно».
б) Вкушающие идоложертвенное трапезе бесовской причащаются, и потому не безвинны от идолослужения (1Кор.10:15-22)
...ядущие от жертв идольских, думаете, никому не общники?! Идолы — точно ничто; но есть бесы, которым служат чрез жертвы идолам. Если так, то ядущие идоложертвенное суть общники бесов. Вот куда вы попадаете с вашим мудрованием!..
...положим, что ты совершен и властен над собою, но смотри не на это, а на то, не причиняет ли твое поведение какого-нибудь вреда, или какого-нибудь расстройства. То и другое он выразил словами: «не вся на пользу, не вся назидают», разумея первое о нем самом, а другое о брате, ибо слово: «не на пользу», указывает на погибель его самого, а слово: «не назидают» — на соблазн брата». Вред себе называет святой Златоуст погибелью себя самого, вероятно потому, что чрез вкушение идоложертвенного становятся общниками бесов, а в этом явная пагуба...
«Поелику Апостол совершенно воспретил вкушение идоложертвенного...» (Феодорит).
...достоинство свое как христианина, честь христиан и самого христианства требует не вкушать известной пищи, коль скоро скажут, что это идоложертвенное. И это надобно сделать ради поведавшего и других, подобных ему, и ради самого поведания. В каких мыслях так сделать? — В показание презрения ко всему идолослужебному. Не потому, что идоложертвенное есть что́, но потому, что поелику оно идолослужебно, то омерзительно. Из презрения к идолослужению, я презираю и это идоложертвенное. Так святой Златоуст: «Апостол повелевает воздерживаться от жертв идольских, не как от имеющих силу, но как от достойных отвращения. Избегайте, говорит, идоложертвенного не потому, чтобы оно могло причинить вред; оно не имеет никакой силы; но потому, что оно презренно. Впрочем, на том основании, что оно не имеет никакой силы, не вкушайте его безразлично, ибо это трапеза врагов и нечестивых».
Святой Златоуст говорит..: «...Почему же, скажешь, воздерживаться? — Не потому, что иначе можно сделаться нечистыми, но для брата, для того, чтобы не иметь общения с бесами, и для того чтобы не подвергнуться осуждению от неверного. Здесь не свойство яств, но преслушание и общение с бесами делают меня нечистым, и от произволения зависит осквернение...»"


(Толков. на 1 Кор., Четвертое отделение Как относиться к идоложертвованному (1Кор.8:1-11:1)).

 

Он же:

"...во-первых, что нет ни одного создания, которое было бы скверно, и, во-вторых,— что если бы что-нибудь и было скверно, то ты имеешь против этого врачевство: осени знамением креста, возблагодари, воздай славу Богу — и всякая нечистота исчезнет.— Неужели и идоложертвенное, скажешь ты, может быть таким образом очищено? (Да; впрочем, тогда), когда ты не знаешь, что это есть идоложертвенное; а если знаешь и, несмотря на то, вкусишь от этого, то сделаешься нечистым, не потому, что это идоложертвенное, а потому, что, получив заповедь не приобщаться к Демонам, ты чрез это вошел с ними в общение. Следовательно, (идоложертвенное) не по природе своей нечисто, но оно становится таковым следствие твоего произволения и преслушания"

(Толков. на 1 Тим. 4, 5).


Блж. Феофилакт Болгарский:

"Некоторые из коринфян были совершенны, и, зная, что входящее в уста не оскверняет человека (Мф.15:11) и что идолы суть деревья и камни и не могут вредить, безразлично входили в капища и ели идоложертвенное. Другие же, менее совершенные, видя таковых, и сами входили в капища и приносили жертвы идолам, но не с такой же мыслью, с какой первые, а думая, что идолы достойны почтения и способны принимать жертвы. Это подвигло Павла к ревности, потому что это вредило тем и другим: совершенным тем, что они услаждались бесовскими яствами, а несовершенным - тем, что они склонялись к идолослужению...

...он воспрещает им есть идоложертвенное не потому только, что это вредно для братии, но порицает это дело само по себе, называя оное идолослужением..."


(Толков. 1 Кор. 8-10 гл.).


Он же:

"...осени крестным знамением, возблагодари, воздай славу Богу, - и нечистота исчезнет. Ибо благодарение все очищает; а неблагодарный сам нечист и скверен. Ужели таким образом мы можем очистить и идоложертвенное? Да, если мы не знаем, что это идоложертвенное..."

(Толков. 1 Тим. 4, 5).


Из святоотеческих толкований, как и из самих слов Апостола, видно, что дело не только в свидетельстве и соблазне. Все три главы (1 Кор. 8-10 гл.) составляют единую линию мысли Апостола об этом предмете. Которая состоит в том, что, желая отвратить коринфян, считающих себя "совершенными", понимающих, что "идол в мире ничто", от вкушения идоложертвенного, ап. Павел вначале, как бы соглашаясь с их свободой, приводит им один аргумент против вкушения идоложертвенного,- соблазн для немощных. Но, этим аргументом дело не ограничивается. Далее он приводит более сильный аргумент,- собственно осквернение от идоложертвенного, что касается уже и самих "сильных в вере", даже понимающих, что "идол в мире ничто". Т. е. показывает, что, даже понимая, что "идол в мире ничто", "совершенные" не понимали суть дела до конца,- что даже при ничтожестве идолов вкушение идоложертвенного суть общение с бесами. Т. е. и само по себе оскверняет, а не только соблазн.
Для понимания мысли Апостола целиком стоит прочитать полностью толкования свт. Иоанна Златоуста и свт. Феофана Затворника на эти слова Апостола (8-10 гл. 1 Кор.).

В действительности, если непредвзято читать, учение Апостола не содержит разрешения на заведомое (т. е. при знании об идоложертвенном статусе пищи) вкушение идоложертвенного, ни при каких условиях.

Не является грехом вкушение идоложертвенного только при незнании Христианина об идоложертвенном статусе пищи. Апостол учит, что не надо исследовать, является ли пища идоложертвенной, и если Христианин, не зная об идоложертвенном статусе пищи, вкушает её, то не согрешает. Ибо "Господня земля, и что наполняет ее". Эти слова оправдывают только вкушение идоложертвенного по незнанию. Но, на заведомое вкушение идоложертвенного учение Апостола не даёт разрешения ни при каких условиях.

Итак, если Христианин знает, что это идоложертвенное, то, даже при отсутствии свидетелей и соблазна, вкушать эту пищу нельзя.

 

Свящ. Алексей Шляпин


Назад к списку