Уже не первый раз сталкиваюсь со ссылкой на канон о запрете лечиться у иудеев и мыться с ними в бане как на "образец" "устаревшего, потерявшего актуальность" правила.
Честно говоря, уже возмущает такая априорная уверенность в "неактуальности" этого канонического запрета, которая стала стереотипом, моветоном либерального мышления, шорами, которые мешают увидеть смысл этого правила. Если человек даст себе труд подумать и посмотреть на этот запрет непредвзято.
Вот это правило (Шестой Вселенский Собор, прав. 11):
"Никто из принадлежащих к священному чину, или из мирян, отнюдь не должен ясти опресноки, даваемыя иудеями, или вступать в содружество с ними, ни в болезнях призывать их, и врачества принимать от них, ни в банях купно с ними мытися. Если же кто дерзнет сие творить: то клирик да будет извержен, а мирянин да будет отлучен".
Вообще смысл этого правила - запрет на всякое общение с иудеями, в т. ч. бытовое.
Но я хочу заострить внимание на более узком аспекте запрета,- запрете лечиться у иудеев и мыться с ними в бане,- как на примере, на который наиболее часто ссылаются как на образец "неактуальности".
Так вот. Во-первых, надо понять, что речь идёт не о национальности, а о вероисповедании. Запрещено общаться не с евреями по национальности, а с иудеями по вероисповеданию.
И, прежде чем самоуверенно априори констатировать "неактуальность" этого правила, неплохо бы вспомнить, что автор любого вселенского правила - не только люди, но Дух Святой. Который знает будущее.
Так вот, сегодня, может быть даже более, чем во время его принятия, это правило актуально.
Вспомним про массовые поездки в Израиль на лечение.
И какое испытание там ждёт Христианина, когда, например, он оплатил лечение вперёд и уже приехал (т. е. ему деваться некуда), а его, скажем, попросят снять крестик. Врачи-то иудеи.
Или когда ему не хватит денег закончить лечение, а ему пообещают сделать скидку в обмен на принятие иудаизма.
Как уже было в случае с Алиной Милан в 2011 г. Которой предлагали в обмен на бесплатную операцию (на платную у неё денег не было) принять израильское гражданство. При чём в документах в графе "вероисповедание" необходимо было указать себя как "иудейку" или "атеистку". Она отказалась. Умерла. Этот случай стал известным.
http://www.pravoslavie.ru/smi/45452.htm
Этот случай очевиднейшим образом показывает актуальность правила.
А сколько неизвестных случаев отступничества?
Или просто когда пациент из уст врачей услышит хулу на Христа, и не решится возразить. Понимая свою материальную и психологическую зависимость от этих врачей.
Такая же психологическая зависимость (только с меньшей остротой) возникает вообще у пациента на приёме врача. Что для Христианина в отношении иудея и вообще иноверца - неприлично, нехорошо и опасно возможностью отступничества.
Поэтому, Христианин не может, не имеет права лечиться в Израиле.
И вообще Христианин не должен обращаться к врачу иудею.
Как и говорит правило.
Понятно, если врач исповедует свою веру, если его вероисповедание известно. Если же нет, то правило и не обязывает догадываться о возможных убеждениях врача.
Ведь, это наглядно очевидно, как порой люди сходят с ума по своему здоровью, и бывают готовы ради него на всё, даже на отступничество. Что подтверждается массовым обращениям к "бабкам" даже тех людей, которые знают, что это грех.
И что касается бани. Ведь мотив запрета очень понятен, если, элементарно, дать себе труд подумать. В бане человек расслабляется, общается в лениво-дружеской атмосфере. Которая не способствует свидетельству, идеологическому противостоянию, готовности на конфликт. И если в такой атмосфере человек услышит хулу на Христа (может быть, в "лёгкой" форме, в виде шутки), ему труднее мобилизовать себя и дать отпор, чтобы не согрешить отступничеством.
То же самое,- психологическая трудность мобилизовать себя для идеологического отпора возникает вообще при дружеском и бытовом общении с человеком. О том и правило, - о запрете всякого, в т. ч. дружеского и бытового общения с иудеями.
Так что, не надо считать себя "умнее" св-х отцов, которые это правило приняли, и "современнее" Духа Святого, Который знает и будущее, и глубины человеческой психологии.
Свящ. Алексей Шляпин