Сайт священника Алексея Шляпина - Православное отношение к коммунизму и сталинизму
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
Вселенская Православная Церковь, Московский Патриархат, Московская епархия, Можайское благочиние

Православное отношение к коммунизму и сталинизму

 

"Этот народ пренебрегает водами Силоама, текущими тихо,

и восхищается Рецином и сыном Ремалииным" (Ис. 8, 6).

 

Психологическая предпосылка – стокгольмский синдром

 

Есть такое противоестественное состояние духа, извращение сознания, называемое "стокгольмский синдром",- симпатия, верность к тирану, насильнику, даже после освобождения от его власти, стремление его оправдать, добровольная, идейная верность ему, чтобы оправдать или замаскировать перед самим собой собственную внутреннюю готовность невольно подчиняться ему. Иначе говоря, стремление замаскировать идеей собственное рабское состояние духа. Это греховное повреждение, одно из проявлений падшего состояния человеческой природы. Так было с поколением израильтян, выведенных из Египта, которые, уже будучи внешне свободными, в своих сердцах оставались рабами.

 

Проблема

 

Такой холуйский разворот сознания очевиден у тех, кто, закрывая глаза на бывшие гонения, репрессии и террор, ностальгирует по безбожному советскому прошлому, поддерживает безбожную и кровавую коммунистическую идеологию и даже пытается оправдать таких гонителей Церкви, убийц и тиранов как Ленин и Сталин, т. е. у современных коммунистов и сталинистов. Когда страдания, слёзы и смерть невинных людей и даже гонения на Церковь и кровь мучеников извиняют "государственными интересами", "величием страны", "победой в ВОВ" и т. п.

 

Даже среди людей, считающих себя "православными", имеет место пиетет к Ленину, к Сталину, к атавизмам коммунистического наследия. Что и логически является лицемерием и двойным стандартом, и нравственно означает оправдание злодеев, соотв-но, причастность их злодеяниям и нераскаянность.

 

Злодеяния

 

"Всего жертвами репрессий за советский период, по данным правозащитной организации «Мемориал», стало от 11—12 до 38—39 млн человек. Из них:

4,5 — 4,8 млн человек были осуждены по политическим мотивам, из них расстреляны примерно 1,1 млн, остальные попали в ГУЛАГ;

не менее 6,5 млн подверглись депортации...

примерно 400—500 тысяч было репрессировано на основе разных указов и постановлений;

6—7 млн погибли от голода 1932—1933 годов;

17 961 тыс. человек стали жертвами так называемых трудовых указов (изданы 26 июня 1940, отменены в 1956 году)" (Википедия, "Сталинские репрессии").

 

Но самое ядро, самая суть, квинтэссенция репрессий – это гонение на Церковь,- это главное, самое вопиющее к небу злодеяние коммунистов. В котором они превзошли фашистов. Ведь гонение на Церковь – это не просто безбожие и не только преступление против человека, но Богоборчество.

 

Причём, гонения на Церковь, как и вообще репрессии, – черта не только сталинизма, но и вообще коммунизма. Сталинизм является просто кульминацией, наиболее последовательным приведением в жизнь идей коммунизма, а вовсе не его искажением, как некоторые считают с целью оправдать коммунизм путём отмежевания от сталинизма. Дело в том, что гонения на Церковь, как и вообще репрессии, начались сразу с приходом к власти коммунистов и с разной интенсивностью продолжались на протяжении всего советского периода до конца правления коммунистов (кон. 80-х гг.). Так что, осуждению в злодеяниях подлежит не только сталинизм в частности, но коммунизм вообще.

 

Послание патр. Тихона от 19 января 1918 г.:

"...Тяжкое время переживает ныне святая православная Церковь Христова в Русской земле: гонение воздвигли на истину Христову явные и тайные враги сей истины, и стремятся к тому, чтобы погубить дело Христово и вместо любви христианской всюду сеять семена злобы, ненависти и братоубийственной брани...

Гонение жесточайшее воздвигнуто и на святую Церковь Христову: благодатные таинства, освящающие рождение на свет человека, или благословляющие супружеский союз семьи христианской, открыто объявляются ненужными, излишними; святые храмы подвергаются или разрушению чрез расстрел из орудий смертоносных (святые соборы Кремля Московскаго), или ограблению и кощунственному оскорблению (часовня Спасителя в Петрограде); чтимые верующим народом обители святые (как Александро-Невская и Почаевская лавры) захватываются безбожными властелинами тьмы века сего и объявляются каким-то якобы народным достоянием; школы, содержавшиеся на средства Церкви православной и подготовлявшие пастырей Церкви и учителей веры, признаются излишними и обращаются или в училища безверия, или даже прямо в рассадники безнравственности. Имущества монастырей и церквей православных отбираются под предлогом, что это — народное достояние, но без всякого права и даже без желания считаться с законною волею самого народа... И, наконец, власть, обещавшая водворить на Руси право и правду, обеспечить свободу и порядок, проявляет всюду только самое разнузданное своеволие и сплошное насилие над всеми и в частности — над святою Церковью православной..."

 

"С приходом советской власти в кон. 1917 г. начались гонения на РПЦ, которые приняли массовый и ожесточенный характер уже в 1918 г., после издания 23 янв. декрета «Об отделении Церкви от государства», и продолжались на протяжении всего советского периода, т. е. до кон. 80-х гг. Сразу после Октябрьской революции власти поставили цель арестовать как можно больше священно- и церковнослужителей и мирян, аресты тогда исчислялись тысячами и для многих завершились мученической кончиной... Окончание гонений можно отнести к кон. 80-х–нача. 90-х гг., что было обусловлено изменением политического строя в стране" ("Православная энциклопедия", т. "РПЦ", "Гонения на РПЦ в советский период").

 

"Во 2-й пол. 1921 г. в стране разразился голод... В марте 1922 г... 19 марта В. И. Ленин написал известное письмо, в котором окончательно сформулировал смысл и цели кампании по изъятию ценностей: «...Мы должны именно теперь дать самое решительное и беспощадное сражение черносотенному духовенству и подавить его сопротивление с такой жестокостью, чтобы они не забыли этого в течение нескольких десятилетий»" (там же).

 

Самый пик, кульминация гонений пришлась на 1937-38 гг. при Сталине.

 

"В 1937–1938 гг. террор вновь усилился, были арестованы почти все священнослужители и многие верующие миряне, закрыто более 2/3 действовавших в 1935 г. храмов, существование церковной организации оказалось под угрозой... В нач. 1937 г. власти поставили вопрос о существовании РПЦ в качестве всероссийской организации... По данным правительственной Комиссии по реабилитации жертв политических репрессий, в 1937 г. было арестовано 136 900 православных священно- и церковнослужителей, из них расстреляно 85 300; в 1938 г. арестовано 28 300, расстреляно 21 500; в 1939 г. арестовано 1500, расстреляно 900; в 1940 г. арестовано 5100, расстреляно 1100; в 1941 г. арестовано 4 000, расстреляно 1900... Можно с уверенностью сказать, что гонения, обрушившиеся на РПЦ в кон. 30-х гг., были исключительными по своему размаху и жестокости не только в рамках истории России, но и в масштабе всемирной истории. В 1938 г. советская власть завершила 20-летний период гонений, в результате которых процесс разрушения был доведен до состояния необратимости... расстрелянные более 100 архиереев, десятки тысяч священнослужителей и сотни тысяч православных мирян стали невосполнимой утратой для Церкви" ("Православная энциклопедия", т. "РПЦ", "Гонения на РПЦ в советский период").

 

"Из этих десятилетий особенно жестокими были гонения первых 20 лет, и из них самыми беспощадными и кровавыми были гонения 1937 и 1938 гг. Эти 20 лет беспрестанных гонений дали РПЦ почти весь сонм мучеников, поставив ее по величию подвига наравне с древними Церквами" (там же).

 

"В... Тверской обл... Осень 1937 г. и зиму 1937/38 г. сотрудники НКВД едва успевали ставить свои подписи под «следственными» бумагами, а в выписках из актов о приведении в исполнение смертного приговора секретарь тройки при УНКВД часто ставил «1» час ночи, потому что на написание этой цифры тратилось меньше всего времени" (там же). Так ценилась человеческая жизнь.

 

"Власти не собирались останавливать процесс закрытия храмов, он продолжался, и неизвестно, каков был бы его конец, если бы не Великая Отечественная война (1941–1945)" (там же).

 

Очень наглядно, что ВОВ грянула вскоре после самого жестокого пика гонений на Церковь (1937-38 гг.). И знаменательно, что вторжение Германии в СССР пришлось на день памяти Российских святых. Которые и заступились за страдающую Русскую поместную Церковь.
 

Итак, очевидно, что, как верно утверждал новый (официально ещё не прославленный) мученик нашего времени свящ. Даниил Сысоев, и как правильно заявил Патриарх Кирилл, Великая Отечественная война – это Божие наказание для СССР за гонения на Церковь. Сам Бог вмешался и заступился за страдающую и гонимую Свою Церковь; и воздал народу-гонителю за его злодеяния. Надо быть слепым или сознательно отвернуться от правды, чтобы это отрицать.
 

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: "Некоторые недоумевают: «Почему же такой страшной и кровопролитной была последняя война? Почему так много народа погибло? Откуда то ни с чем не сравнимое страдание людей?» Но если мы и на эту военную катастрофу посмотрим тем взором, которым взирали на прошлое и настоящее наши благочестивые предки, то разве сможем удержаться от совершенно ясного свидетельства, что сие было наказание за грех, за страшный грех богоотступничества всего народа, за попрание святынь, за кощунство и издевательство над Церковью, над святынями, над верой. Разве могло быть пройдено с легкостью, без суда такое страшное явление в жизни народной, как уничтожение верующей части общества, уничтожение Церкви, обречение людей на страдания, мученичество и исповедничество?.. наша история свидетельствует о том, что Бог поругаем не бывает" (Слово Святейшего Патриарха Кирилла за Божественной литургией в день праздника Владимирской иконы Божией Матери, 3 июня 2009 г., Официальный сайт Московского Патриархата).

 

Отсюда должно быть понятно, что "победа в ВОВ" – это не повод для оправдания Сталина и вообще советского режима. Именно коммунисты и вожди советского режима, включая Сталина, довели страну и народ до состояния безбожия и богоборчества и тем самым подвели под наказание Божие.

 

Да и "победа в ВОВ" – это не заслуга Сталина, советского режима или народа, но дар Того, от Кого действительно и единственно зависит наказание и помилование, поражение и победа в любой войне, т. е. Бога.

Вспомним, хотя бы, тот факт, что перелом в войне у Москвы был обусловлен не только человеческим фактором, но и тем, что от человека не зависит. Сильные морозы 1941-42 гг. воспрепятствовали дальнейшему продвижению немцев.

Именно Бог наказал народ этой страны за богоотступничество и гонение на Церковь; и Он же помиловал и избавил. Так что, 9 мая следует вспоминать не "победу", а наказание и помилование, избавление народа этой страны от захватчиков.

 

Этому учит и священная история и Слово Божие. Сколько раз Бог наказывал Израиль захватчиками, и каждый раз после обращения к Нему Он же давал им победу и избавление. И Слово Божие свидетельствует, что победа принадлежит не силе и оружию армии и народа и не искусству правителя и военачальника, а руке Бога: "Они не мечом своим приобрели землю, и не их мышца спасла их, но Твоя (Божия) десница и Твоя мышца и свет лица Твоего, ибо Ты благоволил к ним" (Пс. 43, 4).

 

Так что, "победа в ВОВ" не даёт основания для прославления Сталина и советского режима, ни для самопрославления армии и народа, но для прославления Бога, признательности и благодарности Богу.
"Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу…" (Пс. 113, 9).
 

Что касается роли Сталина. Цель победы не оправдывает то жестокое и бесчеловечное отношение к народу своей страны, которое проявлял Сталин для её достижения. Ведь были заградотряды, когда людей принуждали стрелять в своих, были репрессии в отношении вернувшихся из плена, безжалостное отношение к личному составу, жестокости в отношении мирного населения даже своей страны. Разве можно сказать, что жизнь одного человека (которого расстреляли заградотрядовцы или сгноили в лагере за то, что он попал в плен) "менее ценна", чем жизни тех, кто освобождён от фашистов?! Ценность человеческой жизни не измеряется количеством человек. Итак, нет в такой "победе" ни славы, ни оправдания ни для Сталина, ни для советского режима.

 

Иногда пытаются оправдать Сталина, указывая на те уступки, которые были им сделаны для сближения с Церковью во время ВОВ.

 

Но, это лишь небольшой шаг назад от его общей позиции гонения на Церковь. Уступки были незначительны по сравнению с масштабом гонений и ущербом, который власть нанесла Церкви. Это не было покаянием, не было принципиальной переменой отношения к Церкви, но лишь политическим шагом с целью заручиться поддержкой народа и не потерять поддержку народа в соревновании немцам, которые (также из политических соображений) разрешали открывать храмы на оккупированных территориях. И во время войны, и после войны гонения на Церковь продолжались.

 

"Однако ни начало войны, ни поражения первых месяцев, ни оставление обширных территорий врагу нисколько не повлияли на враждебное отношение Советского правительства к РПЦ и не побудили прекратить гонение. Лишь после того, как стало известно, что немцы попустительствуют открытию храмов... и на оккупированных территориях открыто 3732 храма, т.е. больше, чем во всей Советской России, а на территории собственно России, без Украины и Белоруссии, немцы способствовали открытию 1300 храмов, власти пересмотрели свою позицию... Т. о. Советское правительство демонстрировало миру перемену в своем отношении к РПЦ – лояльность, которая, впрочем, ограничилась несколькими акциями. На территории, захваченной немцами, храмы продолжали открываться и восстанавливаться, но ни Сталин, ни Советское правительство не собирались открывать церкви, предполагая ограничиться выгодами представительной деятельности РПЦ за рубежом. Во все время Великой Отечественной войны не прекращались аресты духовенства. В 1943 г. было арестовано более 1 тыс. православных священников, из них расстреляно 500. В 1944–1946 гг. количество смертных казней ежегодно составляло более 100 чел... С сер. 1948 г. давление гос-ва на Церковь усилилось... 24.11.1949 Совет по делам РПЦ представил Сталину доклад, в котором говорилось о выполнении (начиная с 1945 г., но особенно в последние два года) постановления СНК СССР от 1.12.1944, предписывавшего закрывать открытые на оккупированной территории церкви (т. е. еще до окончания Великой Отечественной войны советское правительство приняло решение о закрытии открытых без его разрешения храмов)... Все послевоенное время шли аресты православных священников. Согласно сводному отчету ГУЛАГа, на 1.10.1949 количество священников по всем лагерям составляло 3523 чел." ("Православная энциклопедия", т. "РПЦ", "Гонения на РПЦ в советский период").

 

Не говоря про общее число жертв коммунистических репрессий, которое исчисляется миллионами, именно за веру коммунистами было убито более 100 архиереев, десятки тысяч священнослужителей и сотни тысяч православных мирян.


Статистика примерно такая, что за такой период, когда были убиты эти священники, одновременно могло служить только четверть от этого числа. Т. е., на место убитого или репрессированного священника сразу вставал следующий, и таким образом за короткое время было убито четыре экспресс-поколения священников.
 

"Можно с уверенностью сказать, что гонения, обрушившиеся на РПЦ в кон. 30-х гг., были исключительными по своему размаху и жестокости не только в рамках истории России, но и в масштабе всемирной истории... расстрелянные более 100 архиереев, десятки тысяч священнослужителей и сотни тысяч православных мирян стали невосполнимой утратой для Церкви. Последствия этих гонений сказываются и в наши дни. Массовое уничтожение святителей, просвещенных и ревностных пастырей, множества подвижников благочестия понизило нравственный уровень об-ва, из народа была выбрана соль, что привело его в угрожающее состояние духовного разложения... Таково было подлинное отношение безбожного гос-ва к Церкви, далекое от либерализма и терпимости" ("Православная энциклопедия", т. "РПЦ", "Гонения на РПЦ в советский период").


Кто-то может сказать, что, мол, убивали и репрессировали не только за веру, и даже верующих – как правило формально по другим обвинениям, например в "контрреволюционной деятельности" и т. п.
Но нужно понимать, что главная цель коммунистических и сталинских репрессий состояла в уничтожении Церкви. Политические обвинения в отношении верующих были лишь поводом, прикрытием гонений на веру; а причиной была вера.

 

Надо заметить, что, в отличие от репрессий по национальному и сословному признаку, Христиан убивали за веру, от которой они имели возможность отречься, но не отреклись. Т. е. это зависело от их воли. У каждого из верующих и до ареста, и после ареста всегда был выбор: отречься от веры и т. о. наладить отношения с властью или быть твёрдым в вере до конца и пострадать. Поэтому те, кто пострадали в ту эпоху, будучи верующими православными Христианами, пострадали именно за веру, за Христа. Каков бы ни был формальный повод их ареста и обвинения, причина их страдания была именно в этом.

Итак, советский режим, основанный на коммунистической идеологии, – это безбожный, богоборческий, антихристианский, античеловеческий режим, породивший такие преступления, оправдываемые коммунистической идеологией, как концлагеря, репрессии, геноцид собственного народа, миллионы убитых, зверски замученных, униженных, изнасилованных, развращённых, разлучённых с родными и семьями людей.

 

Но главным и самым вопиющим к небу злодеянием советского коммунистического режима было гонение на Церковь,- кровь мучеников, массовые убийства и оскорбления Христиан, поругание святынь, принуждение к забвению Бога, богоотступничеству и идолопоклонству, и как следствие времена безбожия, развращённые поколения. И в этом злодеянии коммунисты превзошли фашистов.

 

Коммунизм – это идеология, которая вдохновила и обосновала эти злодеяния, т. е. безбожная, богоборческая идеология, несовместимая с Христианством, противная Христианству.

 

Логическая непоследовательность и лицемерие

 

Государство и общество считает, что осудило фашизм. Но, это только на словах и в лозунгах. Действительного покаяния и реального осуждения этого зла не произошло. Действительное покаяние предполагает отказ от этого зла, от данного греха не только в форме национал-социализма. Если государство и общество считает, что осудило фашизм, но продолжает оправдывать и чествовать "своих" таких же злодеев и "свою" аналогичную идеологию, т. е. тот же самый грех в другой форме, значит, покаяния не произошло.

 

После осуждения обществом фашизма было бы немыслимо представить государственную или общественную терпимость, скажем, к памятникам Гитлеру и нацистской символике.

 

Однако, государство и общество терпит и даже чествует памятники такому же кровавому тирану и символику такой же кровавой идеологии, когда речь идёт о "собственных" тиранах и "собственной" идеологии этой страны. Я имею ввиду памятники Ленину и Сталину и коммунистическую символику, в частности пятиконечные звёзды, которыми КПСС пометила и загадила всю страну. Причём, едва ли можно поверить, что чиновники или коммунисты настолько любят Ленина, что ремонтируют и украшают все его памятники по стране за свой счёт. Тогда, получается, ремонт и украшение этих памятников производится на деньги налогоплательщиков, которые и не поддерживают коммунистическую идеологию, и не согласны на это. И в этом – особенная подлость и несправедливость.

 

Также, после преступлений фашизма немыслимо присутствие в стране и в Думе национал-социалистической партии.

 

Однако, государство и общество терпит присутствие в стране и в Думе КПРФ и других коммунистических партий и образований, которые и фактом названия, и на основании уставов прямо заявляют себя преемниками кровавой КПСС. "Устав КПРФ гласит, что «образованная по инициативе коммунистов, первичных организаций КП РСФСР и КПСС, Коммунистическая партия Российской Федерации продолжает дело КПСС и КП РСФСР, являясь их идейным преемником»" (Википедия, "КПРФ"). И не только терпит, но и голосует за неё.

 

Приходилось сталкиваться на интернет-форуме с таким отношением, что злодеяния коммунистов в СССР, такие как гонения на Церковь, концлагеря, репрессии, геноцид собственного народа, считают "менее преступными", "преступными, но менее", чем фашизм.

 

Вызывает недоумение и позиция Донецка с их пиететом к коммунизму и покровительством к памятникам Ленину и россиян, которые поддерживают эту позицию.

Когда, справедливо осуждая украинский национализм и злодеяния последователей Бандеры, люди, даже называющие себя "православными", испытывают пиетет к ещё более безбожной и кровавой идеологии коммунизма и жалеют о разрушении памятников другому, не меньшему, злодею. Который сотворил зла не меньше (на самом деле, больше), чем Бандера. Как можно верить человеку, который, осуждая Бандеру, оплакивает памятники Ленину?! Разве это не лицемерие и непоследовательность ,- осуждая нынешние злодеяния, требовать уважения к прежнему инициатору таких же (и еще больших) злодеяний?! Такой человек сам себя подводит под собственное осуждение.

Понятно, что украинский национализм, как и любой национализм, – это зло, грех и подлежит осуждению со стороны Христианина. Но, не под этими знамёнами, не под знамёнами пиетета к коммунизму. Христианам не к лицу оплакивать и защищать памятники кровавому тирану и гонителю Церкви.

 

Получается, идеология нацизма отвергается и осуждается государством и обществом не по признаку злодеяния, как заявляется,- ведь по этому признаку следовало бы также осудить и идеологию коммунизма,- но лишь как чужая и проигравшая сторона. Как можно верить в осуждение нацизма государством и обществом, которые терпят и украшают цветами памятники такому же кровавому тирану и символы такой же кровавой идеологии?! Налицо – лицемерие и двойной стандарт.

 

Для объяснения такой терпимости к атавизмам коммунистического наследия как правило ссылаются на то, чтобы "щадить чувства старых коммунистов". Но ведь элементарная последовательность требует в таком случае щадить и чувства старых фашистов. Что, понятное дело, немыслимо и неправильно. От старых фашистов естественно требуется покаяние в бывших злодеяниях. Но ведь элементарная последовательность и справедливость того же требует от старых коммунистов,- именно покаяния в бывших злодеяниях, а не щадить их чувства.

 

Грех и зло должны быть осуждаемы всегда, от кого бы они ни исходили. Для правды Божией и, соотв-но, для Христианина нет "своих" злодеев.

Злодеяния Ленина, Сталина и коммунистов также подлежат осуждению, как и злодеяния Гитлера и фашистов.

Разве уничтожение народа своей страны менее преступно, чем уничтожение народов других стран?!

Разве советские концлагеря лучше фашистских концлагерей?!

Разве воинствующее безбожие, богоборчество и гонение на Церковь советского режима лучше, чем оккультное антихристианское учение Вермахта?!

Соотв-но, идеология, которая породила злодеяния коммунизма, также должна быть осуждена, как и идеология, которая породила злодеяния фашизма.

Ведь если мы осуждаем зло действительно по признаку зла,- потому что это зло, чтобы быть последовательными и соблюсти правду, необходимо осудить зло во всех его формах и проявлениях, а не только в форме национал-социализма, т. е. осудить по этому признаку,- потому что это зло,- а не по политическим, патриотическим и т. п. критериям. Иначе, это двойной стандарт и лицемерие,- при максимальном осуждении злодеяний фашистов (что, конечно, правильно) закрывать глаза, извинять или, ещё хуже, оправдывать злодеяния коммунистов, т. е. осуждать только чужое зло и чужих злодеев, умалчивая, извиняя и оправдывая "своё" зло и "своих" злодеев.

 

Коммунизм (интернационал-социализм) перед лицом правды Божией есть не меньшее зло и мерзость, чем фашизм (национал-социализм). Соотв-но, элементарная логическая последовательность и справедливость при справедливом осуждении фашизма требует также осуждения и коммунизма.


Нравственная причастность и нераскаянность

 

На фоне бывших злодеяний коммунистического режима вызывают недоумение и неприятие с позиции Христианина такие явления и стремления государства и общества как терпимость, пиетет и даже покровительство к атавизмам коммунистического наследия и к самому коммунизму.

 

Тот факт, что государство и общество терпит, ремонтирует, защищает, чествует и даже строит новые памятники кровавым тиранам Ленину и Сталину, хранит коммунистическую символику, сохраняет мерзкий культ поклонения трупу богоборца и злодея на Красной площади, терпит присутствие в стране и в Думе КПРФ и другие коммунистические партии и образования, – это грех и позор для страны.

 

Такая позиция государства и общества означает нераскаянность и соучастие в злодеяниях коммунистического и сталинского режима, неуважение к новомученикам и исповедникам и вообще к пострадавшим от репрессий и их родственникам и потомкам.

 

Иной раз такую терпимость к коммунистическим памятникам оправдывают их "историческим значением", мол, "это наша история".

Но такая позиция безнравственна, нравственно беспринципна, т. к. игнорирует нравственную оценку прославляемых памятниками лиц и деяний. Соотв-но, оправдывает прославление богоборцев, злодеев и тиранов. Ведь памятник имеет не только информационное, но и идеологическое, а для некоторых и культовое значение.

 

Не говоря уже про подлость строить, содержать эти памятники и украшать их венками на деньги налогоплательщиков, которые и не согласны на это, и не приемлют эту идеологию, среди которых есть и сами пострадавшие от коммунистических репрессий, и их родственники и потомки.

 

Для оправдания такой позиции как правило ссылаются на то, чтобы "щадить чувства старых коммунистов". Но, разве не надо щадить чувства убитых, зверски замученных, униженных, изнасилованных, развращённых, разлучённых коммунистами при коммунистическом режиме и их родственников и потомков?!

 

Прп. Ефрем Сирин: "кто любит убийц, тот обнаруживает ненависть свою к убитым" (Толков. на Втор., 22).

 

Культ

 

Более того. Коммунизм фактически превратился в религию, имеющую свои объекты служения. Так и почитание вождей коммунизма фактически превратилось в культ. Излишне напоминать про "культ личности" Сталина. Так и поклонение трупу Ленина в мавзолее, и вообще коммунистическое почитание Ленина, приобрело явно иррациональное, религиозное значение. Как и вообще памятники Ленину и прочие коммунистические памятники и символы имеют для коммунистов культовое, т. е. религиозное, значение, фактически стали идолами (и приношение к памятникам цветов и венков очевиднейшим образом подтверждают это). Фактически налицо формирование очередной языческой, идолопоклоннической религии.

 

Почитание памятников Ленину и Сталину и прочих коммунистических памятников и символов, таких как пятиконечная звезда, "вечный огонь", красное знамя и т. д., поклонение трупу Ленина – всё это фактически идолопоклонство, грех и несовместимо с Христианством, противно Христианству, т. е. в принципе неприемлемо для Христианина.

 

Нравственная оценка – неприемлемость для Христианина

 

Поэтому, Христианин в принципе быть коммунистом или сталинистом не может, оставаясь при этом Христианином.

 

И с точки зрения вероучительной Христианин не может одобрять или поддерживать идеологию, которая фактически является языческим культом, идолопоклонством, и почитать её идеологов, которые стали объектами этого культа, предметами служения, оставаясь при этом Христианином.

 

И с точки зрения нравственной считать себя "православным" и при этом почитать тех, которые гнали Церковь, уничтожали Христиан и вообще невинных людей, и идеологию, которая вдохновила эти гонения и злодеяния, – это нравственная шизофрения, раздвоенность. Уважение к Ленину и Сталину означает неуважение к сотням тысяч убитых ими (их режимом) Христиан. Как можно почитать новомучеников и одновременно их убийц?!

 

Прп. Ефрем Сирин: "кто любит убийц, тот обнаруживает ненависть свою к убитым" (Толков. на Втор., 22).

 

Поэтому, тот, кто почитает или оправдывает Ленина и Сталина, одобряет советский режим, исповедует или уважает коммунистическую идеологию, почитает памятники Ленину и коммунистическую символику, голосует за КПРФ или др. коммунистические партии, короче, так или иначе являет пиетет к коммунизму, его идеологам, порождённому им советскому режиму и его вождям, фактически являет солидарность с убийцами и гонителями Церкви, соучаствует в их злодеяниях, отлучает себя от Церкви и Христианином не является.

 

Послание патр. Тихона от 19 января 1918 г.:

"...Тяжкое время переживает ныне святая православная Церковь Христова в Русской земле: гонение воздвигли на истину Христову явные и тайные враги сей истины, и стремятся к тому, чтобы погубить дело Христово и вместо любви христианской всюду сеять семена злобы, ненависти и братоубийственной брани.

Забыты и попраны заповеди Христовы о любви к ближним: ежедневно доходят до нас известия об ужасных и зверских избиениях ни в чем неповинных и даже на одре болезни лежащих людей... с неслыханною доселе дерзостию и беспощадной жестокостию, без всякого суда и с попранием всякого права и законности...

Все сие преисполняет сердце наше глубокою болезненною скорбию и вынуждает нас обратиться к таковым извергам рода человеческого с грозным словом обличения и прещения по завету св. апостола: «согрешающих пред всеми обличай, да и прочии страх имут» (1 Тим. 5:20).

Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело, это — поистине дело сатанинское, за которое подлежите вы огню геенскому в жизни будущей — загробной и страшному проклятию потомства в жизни настоящей — земной.

Властию, данною нам от Бога, запрещаем вам приступать к Тайнам Христовым, анафематствуем вас, если только вы носите еще имена христианские и хотя по рождению своему принадлежите к Церкви православной.

Заклинаем и всех вас, верных чад православной Церкви Христовой, не вступать с таковыми извергами рода человеческого в какое-либо общение: «измите злаго от вас самех» (1 Кор. 5:13)..."

 

Так что, гонители Церкви и вообще участники злодеяний коммунистического режима отлучены от Церкви по факту гонений и злодеяний. (Поминать их в Церкви нельзя, если нет свидетельства о покаянии такого человека.)

Соотв-но, сочувствующие им, солидарные с ними, одобряющие их тем самым соучаствуют в их злодеяниях и гонениях на Церковь и тем самым подводят себя под анафему.

 

Итак, необходим выбор – быть или православным Христианином, или коммунистом и сталинистом. Но "православных коммунистов" или "православных сталинистов" быть в принципе не может.

 

Коммунизм – это грех. И если коммунист или сталинист хочет стать или остаться Христианином, он должен совершить покаяние (греч.: метанойа,- перемена ума), т. е. переменить образ мыслей,- отречься от коммунизма и сталинизма, от идеологов и вождей коммунизма и сталинизма, осудить советский режим и злодеяния его вождей и исполнителей, в частности сталинизм, отвергнуть почитание всех памятников и символов коммунизма, отказаться от всякой поддержки этой идеологии, короче говоря, проклясть (отвергнуть) коммунизм и все его дела и проявления.

 

На уровне государства и общества я, как Христианин, одобряю и предлагаю:

- ликвидировать все памятники и символику коммунизма, в частности все памятники Ленина, Сталина и прочих идеологов и вождей коммунизма, мавзолей, крейсер "Аврору" и прочие памятники коммунистического наследия;

- убрать всякую коммунистическую символику,- пятиконечные звёзды, символы "вечного огня", красное знамя и т. д.;

- изъять из мавзолея и захоронить труп Ленина, чтобы прекратить это мерзкое поклонение трупу богоборца и злодея;

- запретить коммунистическую идеологию и всякую апологию коммунизма, в т. ч. коммунистические партии.

 

Причина – ложный критерий

 

В основании этого нравственного извращения сознания (пиетета к коммунизму и сталинизму и оправдания Ленина и Сталина),- как всегда, лежит искажение веры, идеологическая ошибка,- а именно ложный критерий.

 

Единственный подлинный критерий оценки всего – это Бог, воля Бога. Христианин должен смотреть на всё и оценивать всё с точки зрения воли Бога. Тогда все встанет на свои места. То, что соответствует воле Бога, – это добро; то, что противоречит воле Бога, – это зло. Это единственный подлинный критерий. Иного критерия нет. Соотв-но, то, что служит благу Церкви, вечному спасению людей, т. к. угодно Богу, – это добро; а то, что против Церкви и является нарушением заповедей Бога – это зло.

 

Если же человек ориентиром выбирает не волю Бога, а какой бы то ни было иной критерий, например, интересы государства, величие страны, патриотизм и т. д., тогда получается вероучительная (идеологическая) ложь, соотв-но, нравственное извращение. Повреждение веры неизбежно влечёт за собой повреждение нравственности.

 

Именно на волне патриотизма,- когда вместо оценки на соответствие воле Бога принимают этот ложный критерий, т. е. патриотизм,- зачастую пытаются оправдать Сталина и советский режим "величием и мощью созданной ими империи (СССР)", когда страдания, слёзы и смерть невинных людей и даже гонения на Церковь и кровь мучеников извиняют "государственными интересами", "величием страны", "победой в ВОВ" и т. п.

 

Но это антихристианский взгляд. "Что высоко у людей, то мерзость пред Богом" (Лк. 16, 15). Даже если советский режим и Сталин действительно создали мощную великую империю, они создали её на попрании заповедей и воли Бога, на крови невинных людей. С точки зрения воли Бога никакие "государственные интересы", никакое "величие страны" не оправдывают нарушения заповедей и воли Бога и не стоют невинной крови, даже одной невинной жертвы, а потому не являются основанием для оправдания безбожия и убийств.

 

Как сказал Господь через прор. Исаию: "Горе тем, которые зло называют добром, и добро – злом, тьму почитают светом, и свет – тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое – горьким!" (Ис. 5, 20).

 

Пояснение позиции (предвосхищая упрёки в "участии в политике")

 

Церковь, действительно, не участвует в политике.

 

Но, дело в том, что любое политическое явление, деяние, движение, общество и т. д. имеет не только политический, но, как и вообще любое дело в этом мире, и идеологический, и нравственный аспекты, т. е. степень соответствия или несоответствия истине и воле Бога. А это компетенция именно Церкви.


Церковь не участвует в политике. Но, Церковь оценивает всё в этом мире, в т. ч. и политику, (не с политической, но) с вероучительной (идеологической) и нравственной стороны, т. е. на соответствие или несоответствие истине и воле Бога. И свидетельствует об этом.

 

Короче говоря, речь не о политике, но о вероучительной (идеологической) и нравственной оценке в т. ч. политического вопроса.

______________________________________________________________________________________

 

Литература:

1. Послание патр. Тихона от 19 января 1918 г.

2. "Православная энциклопедия", т. "РПЦ", "Гонения на РПЦ в советский период".

3. Официальный сайт Московского Патриархата, Слово Святейшего Патриарха Кирилла за Божественной литургией в день праздника Владимирской иконы Божией Матери, 3 июня 2009 г., http://www.patriarchia.ru/db/text/665838.html

4. Блог ЖЖ свящ. Даниила Сысоева, http://pr-daniil.livejournal.com

5. "Неправды памяти ВОВ", свящ. Алексей Шляпин, http://ieralexei.ortox.ru/mir_sejj/view/id/1123170

6. Википедия.

5. Дискуссии на интернет-форуме "Слово" и др. ресурсах.

Доклад на можайской конференции Рождественских чтений 06.12.2016 г.

 

Свящ. Алексей Шляпин


Назад к списку