Сайт священника Алексея Шляпина - Отзыв на проект документа «Этические проблемы, связанные с методом Экстракорпорального оплодотворения»
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
Вселенская Православная Церковь, Московский Патриархат, Московская епархия, Можайское благочиние

Отзыв на проект документа «Этические проблемы, связанные с методом Экстракорпорального оплодотворения»

 

Замечания по тексту проекта документа (к слову, не по сути вопроса)

 

Цитата: "...«Нравственно недопустимыми с православной точки зрения...»..."

"...неприемлемо с точки зрения Церкви."

"...неприемлемым, с точки зрения Церкви..."

 

Такая оговорка,- "с точки зрения Церкви" и т. п.,- неприемлема, т. к. понижает статус сказанного до субъективного мнения. Тогда как дело Церкви – выражать объективную истину. Поэтому утверждения Церкви должны быть сформулированы просто, без всякой оговорки, как объективная истина.

 

Цитата: "...человеческая жизнь начинается в момент зачатия и с этого времени «всякое посягательство на жизнь будущей человеческой личности преступно»..."

 

Эта формулировка ОСК РПЦ – неточна. Личность (ипостась) человека появляется в момент зачатия. Поэтому с этого момента,- зачатия,- речь не о будущей, но о настоящей личности человека.

 

Цитата: "...«...нарушают целостность личности...»..."

 

Что означает это выражение ОСК РПЦ,- "целостность личности"? И как можно её "нарушить"?

 

Личность есть ни что иное как лицо или ипостась (обладающая разумной природой). А ипостась является таковой по самому факту бытия.

 

Прп. Иоанн Дамаскин:

"Название; ипостась, обозначает бытие само по себе, бытие самостоятельное" (ФГ, 42).

"...ипостась есть именно существование само по себе" (ФГ, 66).

 

Соотв-но, человеческая личность, т. е. конкретный человек, является личностью по самому факту своего бытия, не зависимо ни от каких обстоятельств и факторов, в т. ч. при зачатии и рождении. Обстоятельства меняют только акциденции, но не факт ипостаси, т. е. личности. Т. е. никакие обстоятельства и факторы не могут "нарушить целостность личности" в собственном смысле в принципе.

 

И с другой стороны. Синонимом "лица" или "ипостаси" в святоотеческой системе понятий, соотв-но, синонимом слова "личность", является термин "неделимое" (лат.: "individuum", греч.: "ατομος").

 

Прп. Иоанн Дамаскин:

"В собственном же смысле «ипостась» означает индивид, а также всякое отдельное лицо" (ФГ, 29).

"...святые отцы... Единичное... назвали индивидом (ατομον), лицом, ипостасью" (ФГ, 30).

"...святые отцы названиями: ипостась, лицо и индивид, обозначали одно и то же" (ФГ, 43).

 

Т. е. личность есть целостное, неделимое в принципе, по самому значению этого понятия.

 

Т. ч., если имеется ввиду "целостность личности" в собственном смысле, т. е. именно как личности, то эта фраза ОСК РПЦ неверна, т. к. она в принципе не может быть "нарушена".

 

Например, "...и тело, и душа всегда удерживают одно и то же начало своего бытия и ипостасного единства, хотя и разлучаются друг с другом" (ФГ, 66).

Т. е. даже смерть, т. е. разделение души и тела, является лишь акциденцией, состоянием, но не нарушает единственность, целостность собственно ипостаси. Которая остаётся одной и той же самой и при разделении в сфере воипостасного, т. е. для разделённого по акциденциям в сфере воипостасного.

 

Если же имеется ввиду "целостность личности" не как собственно личности, но по какому-то аспекту, присущему личности, (т. е. по акциденциям), тогда надо и указать, по какому именно аспекту, в чём именно. Иначе, фраза бессмысленна, ни о чём.

 

По сути вопроса

 

Проект документа направлен на то, чтобы допустить ЭКО при соблюдении определённых условий (исключении некоторых методов). Это противоречит истине и благочестию. Метод экстракорпорального оплодотворения в любой его форме в принципе греховен и абсолютно, безусловно неприемлем по следующим основаниям:

 

1. Технология ЭКО – противоестественна. Она есть нарушение естественного, установленного Богом, порядка творения, стремление обойти положенные Богом границы естества.

 

Что противоречит естественному нравственному чувству и было осуждено Богом ещё в Ветхом Завете: "Уставы Мои соблюдайте; скота твоего не своди с иною породою" (Лев. 19, 19).

 

В Новом Завете упразднена обрядовая составляющая ветхозаветного Закона. Но суть этих заповедей, нравственная составляющая, остаётся неизменной и актуальной. Соотв-но, сам принцип соблюдения границ естества остаётся актуальным и в Новом Завете.

 

В основании всех биомедицинских технологий лежит грех гордыни изобретателей, когда человек самовольно стремится "улучшить" или изменить творение Божие. Всё это направление науки и медицины есть грубое самовольное вмешательство в творение Божие, отношение к человеку и вообще к творению Божию как к конструктору и подопытному материалу. Т. е. бунт против Творца. Наука и медицина уже переступили допустимые границы исследования тварного мира и технического прогресса, уже вторглись в область недозволенного.

 

2. Технология ЭКО изначально основана на крови. Чтобы создать и разработать эту технологию, было убито много человеческих эмбрионов, т. е. людей. Как можно благословлять или допускать то, что изначально основано на крови невинных людей, т. е. на грехе убийства?!

 

3. Нельзя упускать из внимания и тот момент, что получение материала для этой технологии, т. е. мужского семени, неизбежно связано с грехом рукоблудия.

 

4. Заявление о якобы решении проблемы гибели "избыточных" эмбрионов в результате усовершенствования технологии ЭКО – ввод в заблуждение. Специалисты недоговаривают. Создание методики, когда оплодотворяется только одна яйцеклетка, на самом деле не снимает проблемы гибели части эмбрионов до имплантации. Дело в том, что даже при усовершенствованном методе ЭКО, когда оплодотворяется только одна яйцеклетка, неизбежны случаи "бракованных" эмбрионов. Именно поэтому, даже при исключении практики оплодотворения и криоконсервации "избыточных" эмбрионов, и требуется заготовление избыточных яйцеклеток,- для повторения попытки оплодотворения по причине неизбежности появления "бракованных" эмбрионов. Т. ч., даже при усовершенствованном способе ЭКО, исключающем заготовление "избыточных" эмбрионов, кровавая суть метода ЭКО не меняется,- одновременное параллельное убийство "избыточных" эмбрионов заменяется на последовательное убийство "бракованных" эмбрионов.

 

5. Статистика показывает, что "Эффективность лечения бесплодия методом ЭКО невысока: приблизительно одна из трёх пациенток становится беременной после процедуры ЭКО, приблизительно одна из четырёх пациенток завершает лечение рождением ребёнка. Согласно статистике Европейского общества репродуктивной медицины и эмбриологии за 2010 год 33,2 % пациенток, которым осуществили перенос эмбрионов в матку после процедуры ЭКО, достигли клинической беременности. Согласно опубликованным в 2013 году данным Российской ассоциации репродукции человека (РАРЧ) в 2011 году 36,6 % пациенток забеременели после проведения процедуры ЭКО, 25,8 % женщин, прошедших процедуру ЭКО, родили ребёнка" (Википедия, "Экстракорпоральное оплодотворение"). Т. е., получается, кроме убийства и гибели "бракованных" эмбрионов до имплантации, метод ЭКО заведомо предполагает гибель большей части эмбрионов после имплантации.

 

Стоит вспомнить, что даже после нечаянного выкидыша для женщины полагается покаянная молитва от священника, содержащая такие слова: "...во убийство впадшую, волею или неволею..." (Требник). Т. е. даже нечаянный выкидыш расценивается как невольный грех убийства, требующий покаяния. Т. к. женщина не может быть уверена, что не допустила небрежности, приведшей к смерти ребёнка. Но как тогда расценивать решение, заведомо предполагающее ожидаемый и наиболее вероятный выкидыш, т. е. с большей вероятностью предполагающее смерть плода, чем его жизнь?! Это уже приближается к убийству вольному.

 

6. Даже при номинальном и заявленном отказе от недопустимых методов, таких как уничтожение и консервация "избыточных" эмбрионов и т. д., на практике не может быть уверенности в действительном соблюдении этих условий по причине несовершенства любой технологии и по причине невозможности иметь доверие неверующим (неправославным) специалистам, которые не считают эмбрион человеком и для которых упомянутые условия могут иметь лишь формальное, а не нравственное, значение. Православный Христианин не может доверять свою совесть другим людям, тем более неверующим, и ставить свою непричастность к греху убийства в зависимость от их нравственности и юридической честности. Ведь Господь сказал: "Остерегайтесь же людей" (Мф. 10, 17).

 

7. Естественным образом зачатие ребёнка происходит в тайне. И если промыслом Божиим при зачатии ребёнку попускается болезнь или инвалидность, родители до определённого момента этого не знают. А когда узнают, то пережитая радость от зачатия и период жизни ребёнка в утробе матери дают родителям основание для любви к этому ребёнку, к тому, чтобы считать его своим, и после того, когда они узнают о его болезни или инвалидности.

 

При процедуре ЭКО патологии эмбриона выявляются сразу, до имплантации, когда родители ещё не привыкли к ребёнку, ещё не научились считать его своим. И тем не менее должны решиться на имплантацию заведомого инвалида. Это единственный выход в такой ситуации, чтобы избежать греха убийства.

 

Со стороны Церкви аскетически и нравственно неправильно допускать ситуацию такого критического искушения, в котором заведомо многие не устоят.

 

Кроме того, на исключение предимплантационной диагностики и на имплантацию заведомого инвалида вряд ли пойдут неверующие врачи, которые не считают зачатый эмбрион человеком.

 

8. Применение ЭКО означает отказ от понимания промысла Бога и воли Бога о ситуации бездетности. Возникает вопрос: для чего Бог попускает бездетность? Чего Бог ожидает от супругов в данной ситуации? Если бы Бог хотел, чтобы супруги имели детей, Он бы и дал их. Ведь для Бога нет ничего трудного (Быт. 18, 14). Значит, смысл ситуации бездетности – не в том, чтобы во что бы то ни было искусственными техническими средствами добиваться желаемого, а в том, чтобы правильно, со смирением отнестись к самой ситуации бездетности, использовать её во спасение через смирение перед промыслом Бога.

 

Кроме того, в ситуации бездетности есть несомненно благочестивый выход, – усыновление сироты. Который ориентацией на ЭКО упраздняется, отодвигается на второй план.

 

Т. о., мотивом применения ЭКО является грех гордыни, – невнимание к промыслу Бога, нежелание понять волю Бога, отказ понести свой крест, стремление сделать по-своему и во что бы то ни стало добиться желаемого.

 

9. Сфера репродуктивных и вообще биомедицинских технологий находится в руках безбожного, неверующего мира сего. Который не станет считаться с заявленными Церковью условиями и создавать для православных особые условия. Тем более, не станет менять всю систему в соответствие с позицией Церкви.

 

Поэтому, одобрение со стороны Церкви ЭКО при определённых условиях для православных не даст действительной возможности эти условия реализовать и не изменит систему. Т. ч. принятие такого документа как минимум не имеет практического смысла.

 

10. Позиция допущения ЭКО при определённых условиях, обозначенная в проекте документа, будет означать со стороны нашей поместной Церкви отказ от самого принципа неприятия ЭКО. Т. е. в принципе откроет дорогу для продвижения технологии ЭКО за счёт авторитета Церкви, позволит разработчикам ЭКО, которые и не собираются считаться с заявленными Церковью условиями, ссылаться на позицию Церкви для продвижения самой технологии ЭКО и вообще биомедицинских технологий. Т. е., как и сказано в Пояснительной записке к проекту документа, это создаст прецедент. Как клин или как небольшую течь, которая впоследствии перерастёт в большой поток.

 

Тем более, даже условия, заявленные в проекте документа, как показано в предыдущих пунктах, в принципе и практически не освобождают методику ЭКО от греховной сути.

 

Поэтому, нельзя делать шаг навстречу этому явлению. Нашей поместной Церкви следует остаться на принципиальной позиции абсолютного, безусловного неприятия метода экстракорпорального оплодотворения в любой его форме, как и вообще такого направления науки и медицины как биомедицинские технологии.

 

Ремарка (ответ на возражение)

 

Сторонники ЭКО для оправдания этой технологии иной раз ссылаются на тот факт, что Бог и через ЭКО даёт эмбриону жизнь.

 

Здесь следует напомнить, что Бог даёт жизнь, даёт зачаться ребёнку порой и через ситуации блуда, прелюбодеяния, насилия. Т. е. через ситуации, греховность которых ни у кого не вызывает сомнения.

 

Как это совместимо со святостью Бога, с неприятием Им греха?

 

Чтобы это понять, надо определить, что такое грех в собственном смысле слова.

 

Когда мы говорим о грехе в нравственном аспекте, то называем "грехом" деяние или ситуацию совершённого греха, т. е. проявление греховного выбора воли.

 

Но если говорить о грехе в онтологическом аспекте, т. е. точно определить, что такое собственно грех в контексте бытия, то грех – это сам выбор воли вопреки воле Бога. И только. Всё остальное есть проявление или следствие собственно греха (выбора воли) на поле творения, т. е. искажённое состояние творения в результате греха (выбора воли).

 

Так вот, Бог, осуждая собственно грех, т. е. сам греховный выбор воли, использует его проявления или следствия на поле творения в целях Своего промысла, направляя их ко благу. Т. е. использует Своё творение даже в искажённом грехом состоянии, по праву Творца. Ведь, даже искажённое грехом творение принадлежит Ему.

 

Например, Бог осуждает грех блудника, т. е. его выбор воли. Но сама ситуация, в которой Бог попускает реализоваться греховному выбору воли, т. е. соитие, принадлежит уже Богу. Ведь это сфера творения. И Бог её использует в целях Своего промысла,- даёт зачаться ребёнку. Осуждая при этом сам грех,- греховный выбор воли блудника.

 

Аналогично – и в ситуации ЭКО, и в любой ситуации греха.

 

Притом, неверно думать, будто грех является причиной появления нового человека или будто появление нового человека в результате греха оправдывает грех. Нет. Бог в Своём творчестве не зависит от выбора воли людей, просто, учитывает его в Своём промысле. И не нуждается в его последствиях и проявлениях, просто, использует их. Если человек рождается в результате греха, значит, Бог Сам захотел использовать для этого именно эту ситуацию, которая возникла в Его творении в результате злого выбора воли людей. Т. е. управляет Своим творением даже в его падшем состоянии. Но Он мог бы привести в бытие эту человеческую ипостась и другим способом, и в другой ситуации, и от других родителей.

 

Свящ. Алексей Шляпин

22.02.2021 г.


Назад к списку