Доклад на пастырском семинаре Можайского благочиния 10.06.2016 г.
Вызывает опасение увлечение со стороны некоторых православных, даже священников, такой практикой как гомеопатия.
Гомеопатия – это оккультная практика. Что подтверждается следующими особенностями этого метода:
1. Принципиальная необъяснимость механизма действия гомеопатии в рамках законов материального мира. Ни один гомеопат не может внятно ответить на вопрос: что там работает?
Гомеопатия – это, как заявляется, лечение "сверх-малыми дозами", причём, под понятием "сверх-малые дозы" в гомеопатии зачастую понимается полное отсутствие молекул вещества. При чём так же заявляется эффект.
"Тривиальные вычисления показывают, что в препаратах с разведениями 12C и выше вероятность наличия хотя бы одной молекулы действующего вещества близка к нулю...
Комитет по науке и технологии британского Парламента в феврале 2010 года издал 275-страничный документ о проверке доказательной базы гомеопатии. Согласно выводам Комитета... идея о том, что при сверхсильном разведении сохраняются следы растворённых веществ, с научной точки зрения несостоятельна...
Разведения с индексом 40С приблизительно соответствуют 1 молекуле на всю наблюдаемую Вселенную, а с индексом 200С (Анаферон, Оциллококцинум) 1 молекуле на, соответственно, 10320 Вселенных. Практически можно считать, что разведения с «гомеопатическим индексом» 12С и выше не могут оказывать никакого физического влияния" (Википедия, "Гомеопатия").
Как вы объясните в рамках законов материального мира действие вещества при отсутствии самого вещества? Ни один гомеопат не может внятно ответить на вопрос: что там работает? Т. е. при полном физическом отсутствии вещества лекарства.
Обычно отвечают, что работает "информация". Природа которой не объяснима законами материального мира. Что уже является апелляцией к миру духовному.
Для объяснения механизма этой "информации" ссылаются на "память воды". Но,
1) Идея "памяти воды" не имеет научного подтверждения.
Не путать с "подтверждением" в рамках отдельных опытов. Которые имели ангажированный, тенденциозный характер, были организованы или проплачены самими гомеопатами. И результаты которых при научных критериях проверки,- при повторении эксперимента, при слепом методе,- не подтверждались.
"Научное сообщество не принимает концепцию памяти воды. В частности, эксперименты, проведённые в ИТЭБ РАН, показали, что «вода не помнит о прошлом наличии в ней этих [ранее содержавшихся] веществ, также она не помнит и о прошлых внешних физических воздействиях на неё». Премия в один миллион долларов, объявленная за проверяемый опыт, демонстрирующий память воды, никем не получена"(Википедия, "Структурированная вода").
Также, не путать со ссылкой на сам феномен гомеопатического действия (и подобных практик). Которое объяснимо вовсе не обязательно наличием "памяти воды" (иначе, получается порочный круг доказательности), но именно воздействием духовной сущности (о чём и речь).
2) Идея "памяти воды" не имеет научного объяснения в рамках законов материального мира.
3) Понятие "структурированная вода", т. е. вода с "памятью" о воздействиях на неё, характерно для эзотерики, экстрасенсорики, т. е. это оккультное понятие.
4) Даже если проигнорировать предыдущие аргументы и представить, что "память воды" существует, всё-равно "памятью воды" невозможно объяснить действие гомеопатии в рамках законов материального мира, именно, разумную избирательность действия гомеопатических препаратов (только от заявленного вещества). Почему вода "забывает" о неизбежных примесях и о веществах, воздействовавших на неё до гомеопатических манипуляций, и "помнит" только о заявленном веществе?
Итак, в рамках законов материального мира принципиально необъяснимо, что там работает.
Подчёркиваю, не просто необъяснимо в смысле неизвестно, а именно принципиально необъяснимо, т. е. в рамках законов материального мира там в принципе ничего не может работать. Т. е., дело не в неизученности или непонимании механизма действия этого метода, дело именно в понимании его иррациональности, заведомой апелляции к тому, что очевидно выходит за рамки законов материального мира.
Например, химическое воздействие на организм обычного лекарства (физического, содержащего реальные молекулы вещества, а не "воспоминания воды" о них) может быть неизучено, непонятно в нюансах. Но, дело в том, что в этом случае, тем не менее, понятна принципиальная объяснимость его действия законами материального мира.
Пренебрежение этим пониманием, этой уверенностью, (когда для человека главное, "чтобы работало", неважно что и как) - это классическая психология клиентов разных "бабок" и экстрасенсов. И гомеопатов.
В случае с гомеопатией не просто не объяснимо её действие в рациональных рамках, но именно очевидна необъяснимость её в рациональных рамках, т. е. её иррациональность. В том и дело, что попытка ответить на этот вопрос, т. е. изучить действие гомеопатии, как раз и показывает её иррациональность, неограниченность этой практики рамками законов материального мира.
Такие особенности как действие вещества при отсутствии самого вещества; разумная избирательность действия метода изначально исключают принципиальную объяснимость в рамках законов материального мира. Поскольку противоречат им. В этом отличие гомеопатии от явлений и действий непонятных, но просто пока не изученных. В гомеопатии это не то чтобы "пока неясно как работает", но именно ясно, что в рамках законов материального мира это в принципе не может работать.
Что выдаёт духовную природу действия этого метода. Т. е. гомеопатия - это апелляция к духовному миру, действие некой духовной сущности.
А поскольку это происходит вне контекста Церкви и Предания Церкви (только в контексте которого и возможно Богообщение), очевидно, что это апелляция не к Богу и Божьему миру, а к миру падших духов (как и любая оккультная практика).
Апелляция к духовному миру вне контекста Церкви – это и есть по определению оккультизм.
2. Странная, выходящая за рамки законов материального мира, разумная избирательность действия метода только от заявленного вещества (а не и от других веществ, которые тоже в малых дозах неизбежно контактируют с раствором, как то молекулы пыли, эпидермиса, стенок сосудов, воздуха и т. д.).
Так, молекулы зявленного вещества, т. е. лекарства, в сверх-малых дозах (или "информация" о них) через раствор действуют на организм с определённым эффектом.
Но, дело в том, что с раствором соприкасаются молекулы не только заявленного вещества, но неизбежно и молекулы других окружающих веществ (пыли, воздуха, примесей воздуха, примесей воды, стенок сосуда, эпидермиса кожи и т. д.). И до процесса встряхивания и ступенчатого разведения эта вода, несомненно, соприкасалась со множеством посторонних веществ. Т. е. молекулы этих посторонних веществ неизбежно уже содержатся во взятой для приготовления препарата воде. Которая практически не может быть стерильна от молекул посторонних примесей. Даже в дистилированной воде огромное количество примесей (в малых дозах). Т. е., по меркам гомеопатии, она уже содержит "сверх-малые дозы" множества посторонних веществ. Так что, в процессе встряхивания и ступенчатого разведения неизбежно участвуют "сверх-малые дозы" и посторонних веществ. При том, на выходе, независимо от первоначального количества вещества, выдаётся одинаково "сверх-малая" доза (вплоть до одной молекулы или полного реального отсутствия молекул). Что является одинаковым результатом и для заявленного вещества, и для примесей.
По логике гомеопатии сколько разных и непредвиденных действий на организм должны произвести все эти "потенции" от частицы чужой кожи, кусочка глаза мухи из пыли воздуха, микроба, от кучи химических элементов и т. д.?!
Однако, этого не заявляется и не происходит. Налицо – разумная избирательность действия метода.
Вопрос: Как вы объясните в рамках законов материального мира разумную избирательность действия только от заявленного вещества? Почему эффект воздействия на организм человека констатируется и проявляется только от заявленного вещества, но не от всех неизбежно контактирующих с раствором в сверх-малых дозах веществ? Почему сверх-малые дозы (или "информация" о них) пыли, эпидермиса кожи фармацевта, стенок сосуда и т. д. не оказывают своё воздействие на организм человека также как заявленное вещество? Ведь, неживая материальная сущность не может действовать разумно и избирательно.
Эта разумная избирательность воздействия явно выходит за рамки законов материального мира.
Что выдаёт действие не только духовной, но и разумной сущности. Т. е. ангела.
А поскольку эта апелляция к духовному миру происходит вне контекста Церкви, то очевидно, что это действие именно падшего ангела, т. е. беса.
Короче говоря, гомеопатия – это бесовщина.
3. Не объяснимый законами материального мира эффект действия гомеопатических препаратов без физического воздействия на организм, иной раз от одного только названия или присутствия нужного препарата. Что также указывает на духовную, соотв-но, оккультную, природу воздействия.
"Утверждение многих гомеопатов о том, что уже одно название нужного гомеопатического препарата часто влияет на самочувствие больного, говорит очень о многом. Ибо, кроме чисто человеческой психотерапевтической реакции пациента на красивое непонятное название и радость врача, нашедшего нужное лекарство, в такой мгновенной реакции организма можно видеть и четкое указание на колдовской характер гомеопатии, поскольку бес, коему будет принесена жертва, уже ждет ее и волнуется" (иером. Анатолий (Берестов), доктор медицинских наук, профессор, руководитель Душепопечительского центра во имя св. прав. Иоанна Кронштадтского; Владимир Решетов, кандидат физико-математических наук, доцент МИФИ, "Гомеопатия: отделяя плевелы от семян").
"...гомеопатические препараты действуют даже в руке, без приема" (В.И.Журавлев, зав. кафедрой гомеопатии электропунктурной медицины Института повышения квалификации Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем при МЗ РФ, доктор медицинских наук, цит. по иер. Евгений Самойлов, врач, "Оккультная природа гомеопатии").
"Встречаются настолько гиперчувствительные субъекты, которым достаточно держать в руке закрытый флакон с лекарством или касаться верха флакона, совершая при этом вдох, чтобы их «аура» открылась навстречу действию лекарства. Это тончайшая форма «обоняния». После чего они могут убрать свою руку с лекарства" (Дэвид Литтл, известный гомеопат, автор многочисленных публикаций в международной гомеопатической периодике, который считается ведущим специалистом в теории и практике применения LM-потенций, "Продвинутые методы Ганемана. LМ-потенции: теория и практика").
4. Иррациональный, соотв-но, ритуальный, метод приготовления гомеопатических препаратов.
Гомеопатические лекарства готовят методом встряхивания. Которое должно производиться строго определённое количество раз,- не только не меньше, но и не больше. Что необъяснимо необходимостью физического перемешивания вещества, но выдаёт иррациональное, ритуальное, необъяснимое физической необходимостью, соотв-но, оккультное назначение этого встряхивания.
Более того. Само объяснение метода приготовления, т. е. назначения этого встряхивания, в концепции гомеопатии имеет именно оккультный характер.
Согласно концепции гомеопатии это разведение со встряхиванием даёт эффект "потенцирования" или "динамизации" (в контексте "Органона", основополагающего труда по гомеопатии, термин "динамический" употребляется как синоним слова "духовный") – освобождение лекарства от материальной части и развитие (увеличение, освобождение) нематериальной, духовной ("динамической") силы или энергии лекарства.
XXV ВСЕПРАВОСЛАВНОЕ СОВЕЩАНИЕ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПОМЕСТНЫХ ПРАВОСЛАВНЫХ ЦЕРКВЕЙ И ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ МИТРОПОЛИЙ ЭЛЛАДСКОЙ ЦЕРКВИ ПО ВОПРОСАМ ЕРЕСЕЙ И ПАРАРЕЛИГИЙ
ВЫВОДЫ СОВЕЩАНИЯ:
" 6. Многочисленные «альтернативные методы» лечения предлагают способы «разблокировки» этой энергии. Так, например, гомеопатия, предлагает потенцированное гомеопатическое лекарство".
"Другой сомнительный пункт – обязательное встряхивание гомеопатического лекарства при разведении. Как объясняют многие гомеопаты, в результате встряхивания якобы задействуется "энергетическая память воды" (!) – но это уже чисто оккультный жаргон" (председатель совета по государственной религиоведческой экспертизе при Минюсте РФ, заведующий кафедрой сектоведения ПСТГУ профессор Александр Дворкин, интервью).
"Процесс разбавления, уменьшения концентрации исходного вещества в гомеопатии именуется «потенцированием» или «динамизацией». Такое название подчёркивает, что согласно вере Ганемана разведение, сопровождающееся встряхиванием (или растиранием для нерастворимых веществ...) активирует «витальную энергию» разводимого вещества и усиливает («потенцирует») его целебные свойства" (Википедия, "Гомеопатия").
Соответствующие цитаты из "Органона врачебного искусства" С. Ганемана, основополагающего труда по гомеопатии, под п. (2) приведены ниже, в разделе 5.
Налицо – откровенный оккультизм и явное колдовство.
5. Философия (основополагающая концепция) гомеопатии – оккультна.
Что уже делает практику, основанную на этой философии, оккультной, бесовской, идолопоклонством, соотв-но, греховной, недопустимой для Христианина.
"Часто приходится слышать, что Ганеман был чистым практиком и никаких мистических теорий не придумывал. Это не совсем так, в 5-ом и в 6-ом изданиях "Органона врачебного искусства" он изрядное внимание уделяет именно духовной сути болезней и гомеопатических лекарств... Сам Ганеман настоятельно рекомендовал своим последователям лечить, а не философствовать, но далеко не всех такой, чисто ремесленнический, подход устраивал, и трудов по философии гомеопатии написано за прошедшие 200 с лишним лет немало. И ни одной православной трактовки действия гомеопатических лекарств мы не нашли - все сплошь магические и кармические" (иером. Анатолий (Берестов), доктор медицинских наук, профессор, руководитель Душепопечительского центра во имя св. прав. Иоанна Кронштадтского; Владимир Решетов, кандидат физико-математических наук, доцент МИФИ, "Гомеопатия: отделяя плевелы от семян").
"По известным мне данным, все руководство гомеопатической ассоциации России – практикующие оккультисты" (председатель совета по государственной религиоведческой экспертизе при Минюсте РФ, заведующий кафедрой сектоведения ПСТГУ профессор Александр Дворкин, интервью).
"Связь с оккультизмом, впрочем, не отрицают сами гомеопаты, чему есть множество свидетельств. Из материалов газеты "Российское здоровье" (№ 10 (10), 30 октября 1999 г.) под названием "Россия 86 лет спустя: съезд гомеопатов 3-5 ноября 1999 г., Новосибирск" становятся известны высказывания мэтров современной гомеопатии. Приведем некоторые из них.
..."По сей день нет отчетливых подтвержденных данных о механизме действия гомеопатических средств. Понятно, правда, главное: не стоит объяснять их действие только наличием материального субстрата". (А.А.Карпеев, руководитель департамента организации медицинской помощи населению Министерства здравоохранения РФ, председатель координационного совета по гомеопатии МЗ России).
"Врач, который пользуется гомеопатическим методом, должен очень четко представить область медицины, которая повествует о том, что самое главное в организме есть механизмы саморегуляции ... связь с внешними силами, космосом". (И.А.Рудаков, член исполкома Российского гомеопатического общества, доктор медицинских наук).
..."...Злоба человека не должна находиться рядом с гомеопатическими препаратами, потому что она "закрывает" их. На гомеопатических препаратах записаны определенные вибрации, как и на магнитной ленте". (Валентин Федосов, главный специалист "Интермеда" по традиционным методам лечения, кандидат медицинских наук).
..."...каждый из нас родился под определенной звездой, каждый имеет свои слабые места - меридианы, и сочетание этих меридиан у всех людей различно. Здесь учитывается день рождения, месяц и год..." "Известно, что гомеопатический препарат имеет энергоинформационный заряд, которым и оказывается "воздействие на меридианы". Более того "гомеопатические препараты действуют даже в руке, без приема". (В.И.Журавлев, зав. кафедрой гомеопатии электропунктурной медицины Института повышения квалификации Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем при МЗ РФ, доктор медицинских наук)...
Самуил Ганеман в своем капитальном труде "Органон терапевтического искусства" подчеркивает: "Многообразие силы скрыто в тех же самых растениях, внешние характеристики которых мы иногда знаем, но души которых - как если бы у них был внутренний мир и они имели какой-то Божественный элемент - мы еще не понимаем" (Hanemann. Органон..., с. 184). Это наличие Божественного элемента во всем творении анализирует и продолжатель Ганемана Джеймс Таймер Кент, который пишет, что "...и та же самая энергия не есть энергия, а есть динамическая сущность... существует высший Бог, который сущностей и является сущностью. Все возникает, проистекает от Него, все от высшего до последнего материального тела соединяется таким образом. Конечно, если возникает закупорка, а не непрерывное протекание первого (тела) к последнему, то последние (тела) перестанут существовать" (Kent. Лекции по философии гомеопатии. Изд. Медицинского центра гомеопатии Кипра. Левкосия, 1992, с. 61)... "Гомеопатическое лекарство находится повсюду вокруг нас, вовне и внутри нас. Бывает, что всякое энергетическое силовое поле, которое или опускается врачом в капсуле, или создается, или используется подсознательно, начинает терапевтически заполнять аналогичные пространства жизненного поля окружающей нас среды","...терапевт должен ясно сознавать, что является просто проводником, который благодаря своей связи с больным, активизирует терапевтическую силу жизни" (Саввас Кассотис. Протокол 4-го всегреческого съезда гомеопатической медицины. Афины, 29-30 ноября 1986 г., с. 70)... Связь Ганемана со спиритизмом обнаруживается и в самом известном его сочинении, в "Органоне", где достаточно глав посвящено прославлению отца спиритизма Антония Месмера, в чью теорию "жизненного магнетизма" он верил и которую сам применял на практике (Hanemann. Органон..., с. 301-305)." (иер. Евгений Самойлов, врач, "Оккультная природа гомеопатии").
"…Все гомеопатические лекарственные препараты, в первую очередь, действуют на разум и волю (иногда на то и на другое одновременно), влияя на способность человека мыслить или выражать свою волю, и только затем на ткани, функции и ощущения. …Любая материальная структура во Вселенной имеет свою ауру или атмосферу, в т.ч. и человек, и вообще все живые существа. Ауры одних веществ настолько сильны, что человек может обнаружить их с помощью органов чувств, а ауру других, наоборот, не в состоянии ощутить. …Мы уже знаем, что причина болезни – нематериальная субстанция, и, следовательно, лекарство должно действовать на эту нематериальную субстанцию. Врач-гомеопат должен четко знать, какую потенцию ему выбрать, чтобы она действовала на причину болезни" (Джеймс Кент, являющийся непререкаемым авторитетом среди современных гомеопатов, наряду с Ганеманом и Герингом, "Лекции по философии гомеопатии", 1900 г., цит. по иером. Анатолий (Берестов), "Гомеопатия: отделяя плевелы от семян").
"Непосредственно перед приёмом лекарства бутыль следует встряхнуть, чтобы активировать лекарство и слегка повысить его потенцию. Число встряхиваний оказывает заметный эффект при действии лекарства на жизненную силу... Чтобы понять, как работает лекарственный раствор, нам следует понять смысл первичного и вторичного действий, и то, как работают гомеопатические лекарства. Эта тема рассматривается в § 63-69 « Органона ». Когда больной принимает внутрь лекарство, лечебная энергия последнего производит глубокое действие на расстроенную жизненную силу, и оно замещает неясную картину естественной болезни. Это называется первичным действием. Во время этой фазы жизненная сила пассивно воспринимает образ болезни, усиленный энергией гомеопатического лекарства. Испытав первичное действие лекарства, жизненная сила производит противоположную силу, несколько превышающую первичное действие. Ганеман называет эту силу вторичным действием или исцеляющей реакцией. Именно вторичная реакция жизненной силы и устраняет естественную болезнь из тела больного и замещает её состоянием здоровья. Основываясь на этом объяснении, Ганеман объясняет в предисловии к четвертому изданию «Хронических болезней», как работает лекарственный раствор... Говоря о своей новой системе LМ-потенций Ганеман рассказывает: «Этот метод динамизации, насколько я понял после множества трудоемких удачных и неудачных опытов, оказывает самое мощное и, вместе с тем, самое мягкое воздействие, поскольку материальная часть лекарства уменьшается с каждой динамизацией в 50000 и одновременно невероятно возрастает в силе»... последний аспект совершенной дозы состоит во встряхивании лекарственного раствора непосредственно перед приёмом лекарства. Встряхивание раствора изменяет потенцию дозы таким образом, что жизненной силе не приходится иметь дело с одной и той же дозой два раза подряд... Встряхните бутыль непосредственно перед приёмом от одного до двенадцати раз, в зависимости от чувствительности пациента. Это несколько повышает его потенцию лекарства и активирует его... Встречаются настолько гиперчувствительные субъекты, которым достаточно держать в руке закрытый флакон с лекарством или касаться верха флакона, совершая при этом вдох, чтобы их «аура» открылась навстречу действию лекарства. Это тончайшая форма «обоняния». После чего они могут убрать свою руку с лекарства... LМ-потенция зависит от коэффициента разведения; чтобы пробудить глубинные лекарственные силы, достаточно такого же числа разведений, как у сотенных потенций. Они так же не материальны, как и высокие сотенные потенции. 12С пересекает число Авогадро, в то время как LМ1, LМ2 и LМ3 все еще имеют материальную основу... Потенцирование действительно «расшевеливает» жизненную силу и приводит все в движение... он отмечал в « Органоне », что пятидесятитысячное разведение оказывает более мощное действие по сравнению с сотенным даже при самых низких степенях потенцирования. Причина этого состоит в том, что в этом случае можно применять большое число встряхиваний без «нагнетания» в лекарственный раствор излишней энергии... Встряхивание слегка изменяет потенцию дозы лекарства" (Дэвид Литтл, известный гомеопат, автор многочисленных публикаций в международной гомеопатической периодике, который считается ведущим специалистом в теории и практике применения LM-потенций, "Продвинутые методы Ганемана. LМ-потенции: теория и практика").
"Органон врачебного искусства" С. Ганемана, основополагающий труд по гомеопатии, который в принципе признаёт каждый гомеопат и руководствуется им:
1) Гомеопатия предполагает духовное действие лекарств, на "жизненную силу" (судя по контексту, употребления этого словосочетания в "Органоне", "жизненной силой" Ганеман называет не в строгом смысле душу, а некую духовную энергию, присущую человеку. Т. е. оперирует не христианским понятием "души", а неким оккультным понятием):
"Под влиянием вредных деятелей на здоровый организм наша жизнедеятельность, как духовная сила, может поражаться только динамически, невещественным образом, почему и все болезненные ее расстройства (болезни) могут быть устранены не иначе, как тоже динамическим, духовным воздействием известных лекарственных веществ на нашу жизненную силу, которое передается ею нервам; итак, лекарства могут восстанавливать здоровье только динамическим действием на жизненную силу." (5-е изд., 16).
"...благодаря своему динамическому действию на жизненную силу лекарства могут восстанавливать, и на самом деле восстанавливают, здоровье и жизненную гармонию..." (6-е изд., 16).
"Эта духовная сила изменять состояние здоровья человека, скрытая во внутренней природе лекарств, никогда не может быть обнаружена нами лишь усилиями ума, мы можем составить ясное представление о ней только при опытном познании ее проявлений при действии на состояния здоровья." (6-е изд., 20).
"...поскольку несомненно, что целебный принцип лекарств неосязаем сам по себе, и поскольку в чистых экспериментах с лекарствами, предпринимаемыми самыми добросовестными наблюдателями, нельзя обнаружить ничего другого, что определяет их как лекарства, кроме их способности вызывать определенные изменения в состоянии здоровья человеческого тела..." (6-е изд., 21).
"...Легкие помехи, которые могли бы при удовлетворении в разумных пределах этого желания противодействовать радикальному уничтожению болезни, будут вполне нейтрализованы и подавлены силой гомеопатически подходящего лекарства и жизненной силой, освобожденной им..." (6-е изд., 263).
"...Поскольку болезни, в основном, представляют собой не что иное, как динамические атаки на жизненный принцип и ничего материального — никакой materia peccans... Динамический, враждебный принцип, распространяющий свое влияние на жизненную энергию, есть сущность этих внешних признаков внутренних пагубных миазмов, которые могут быть уничтожены только действием какого-либо гомеопатического лекарства на жизненный принцип, поражающим его подобным, но более сильным образом и таким способом устраняющим ощущение внутреннего и внешнего духовного (умозрительного) болезнетворного врага так, что он больше не существует для жизненного принципа (для организма)..." (Примечания к "Органону", 6-е изд., 163).
2) "Потенцирование" или "динамизация" предполагает развитие духовной силы лекарств:
"...лекарственное вещество, употребляемое для опытов в своей простой, грубой форме, далеко не выказывает всего богатства скрытых в нем врачебных сил; для достижения этой цели его необходимо потенцировать высокими делениями посредством надлежащих растираний и взбалтываний; благодаря этой простой обработке лекарство до невероятности развивает в себе скрытую и как бы заснувшую силу..." (5-е изд., 128).
"...лекарственные вещества, принимаемые экспериментатором для испытания их специфического воздействия в необработанном виде, почти не проявляют в полном объеме скрытых в них сил. Последние проявляются при применении этих веществ с той же целью в высоких разведениях, усиленных соответствующим растиранием и встряхиванием. Посредством этих простых операций силы, которые в необработанном состоянии были скрыты в них и как бы дремали, развиваются и становтся активными в невероятной степени..." (6-е изд., 128).
"Гомеопатия развила для своего специального использования до неслыханной до сих пор степени внутреннюю лекарственную силу необработанных веществ с помощью способа, принадлежащего ей, и который до сих пор никогда не использовался, в результате чего все они становятся сильно и глубоко действующими и лечебными, даже те, которые в необработанном виде не проявляют никаких признаков самого легкого лекарственного воздействия на тело человека.
Это замечательное изменение свойств естественных тел развило скрытую, до сих пор не ощущаемую, как будто дремлющую, спрятанную динамическую силу, которая воздействует на жизненный принцип, изменяет существование живых существ. Это достигается механическим воздействием на их мельчайшие частицы посредством трения, встряхивания, которые затем путем добавления какого-либо нейтрального вещества, в сухом или жидком виде, отделяются друг от друга. Этот процесс называется динамизацией, потенциированием (развитием лекарственной силы), а продукты — динамизациями или потенциями разных степеней." (6-е изд., 269).
"Для того, чтобы наилучшим образом добиться этого развития силы, небольшая часть вещества должна быть динамизирована... Посредством этой механической процедуры, при условии, что она регулярно выполняется в соответствии с вышеизложенными рекомендациями, в назначаемом лекарстве вызывается изменение, которое в необработанном виде проявляется только как материал, временами как нелекарственное вещество, но посредством такой все более и более высокой степени динамизации оно изменяется и очищается, наконец, до духовной лекарственной силы, которая, правда, сама по себе не воспринимается нашими чувствами, но для которой лекарственно приготовленная крупинка, сухая, и тем более растворенная в воде, становится носителем и в этом состоянии проявляет целебное свойство этой невидимой силы в больном теле." (6-е изд., 270).
"...Так, например, динамическое влияние болезнетворных факторов на здорового человека, так же как и восстанавливающее здоровье динамическое воздействие лекарств на жизненный принцип, являются ни чем иным как инфекцией, то есть никоим образом чем-то материальным или механическим. Также и энергия магнита, притягивающего кусочки железа или стали, не является чем-то материальным или механическим... Точно так же ребенок, больной оспой или корью, не прикасаясь к другому здоровому малышу, невидимым образом (динамически) передает ему оспу или корь, то есть заражает его на расстоянии, без того, чтобы нечто материальное могло перейти от него к инфицируемому. Сугубо специфическое, нематериальное воздействие передает малышу оспу или корь точно так же, как магнит передает стальной игле магнитные свойства. Сходным образом следует расценивать и влияние лекарств на человека. Вещества, которые используются как лекарства, постольку являются лекарствами, поскольку обладают каждое своей собственной специфической энергией изменять состояние человека посредством динамического, духовного, опосредуемого чувствительными нервными волокнами влияния на духовный, управляющий функциями организма, жизненный принцип. Лечебные эффекты этих материальных субстанций, которые мы зовем лекарствами, определяются только их способностью вызывать изменения в здоровом течении животной жизни. Только от этого духовного динамического жизненного принципа зависит способность лекарств изменять состояние здоровья, их духовное (динамическое) влияние... Эти лекарства действуют на наше здоровье без передачи организму своих материальных частиц, то есть динамически, наподобие инфекции. Существенно большая, по сравнению с действием больших доз лекарств, целебная энергия проявляется в случае применения мельчайшей дозы наилучшим образом динамизированного лекарства, в которой, согласно вычислениям, содержится столь малое количество материального вещества, что оно в своей ничтожности не может быть постигнуто лучшими математическими умами. Эта мельчайшая доза может содержать поэтому лишь только чистую, свободно развитую, духовную лекарственную энергию и исключительно динамически вызывает такие выраженные результаты, которые никогда не могут быть достигнуты большими дозами грубых лекарственных веществ. Наличие целебной энергии не может быть связано ни с атомами высокодинамизированного лекарства, ни с физическими или математическими особенностями строения их поверхностей (при помощи которых многие тщетно пытаются объяснить увеличение энергии при динамизации, так как основываются при этом на слишком материалистической точке зрения). Скорее всего, в растворах лекарств или их увлажненных крупинках невидимо присутствует раскрытая, освобожденная специфическая целебная сила, которая динамически действует на весь организм при контакте с его живыми нервными волокнами (не передавая им, однако, ничего материального, сколь бы значительно не было разведено лекарство), и действие это тем более выражено, чем раскрепощеннее и свободнее от материальных оков становится энергия в процессе динамизации..." (Примечания к "Органону", 6-е изд., 7).
Ганеман сравнивает действие гомеопатического лекарства с действием магнита и с инфекцией. Однако, это сравнение не избавляет гомеопатическую концепцию от обвинения в оккультизме, т. к. по контексту очевидно, что он не действие лекарства считает материальным, но напротив, действие магнита и инфекции считает нематериальным. Т. е. исповедует не только оккультизм, но и невежество. К слову, некоторые колдуны-целители и экстрасенсы используют магнит в своих ритуалах.
"...Этот удивительный физический и особенно физиологический и патогенный закон природы не был открыт до моего времени. Не удивительно поэтому, что современные студенты-естественники и врачи (до сих пор несведущие) не могут поверить в магическую лечебную силу малых доз лекарств, приготовленных в соответствии с гомеопатическими правилами (динамизированных)." (Примечания к "Органону", 6-е изд., 146).
"То же самое наблюдается в бруске железа или стали, в которых едва ли можно распознать признаки скрытой магнитной силы... Точно так же посредством растирания лекарственного вещества и встряхивания его раствора (динамизация, потенциирование) развивается лекарственная сила, скрытая в нем, и проявляется в большей и большей степени, или, если так можно сказать, одушевляет само материальное вещество." (Примечания к "Органону", 6-е изд., 147).
"...посредством этого метода динамизации... материальная часть лекарства уменьшается с каждой степенью динамизации в 50 000 раз, и все-таки неизмеримо увеличивается его сила, так что при дальнейшей динамизации в 125 и 18 нулей достигается только третья степень динамизации. Тридцатая степень динамизации, полученная таким прогрессирующим способом, была бы представлена дробью, которую почти невозможно выразить цифрами. Становится совершенно очевидно, что материальная часть посредством такой динамизации (развитие истинной, внутренней лекарственной сущности) полностью растворится в его индивидуальной духовной (умозрительной) сущности. В своем необработанном виде поэтому лекарственное вещество может рассматриваться состоящим действительно только из этой неразвитой духовной сущности." (Примечания к "Органону", 6-е изд., 156).
3) Апология магнетизма (гипноза, экстрасенсорики) в контексте гомеопатии в качестве лекарства:
"Здесь кстати, кажется мне, сказать несколько слов об этом удивительном и отличном от прочих лекарстве, которое известно под именем животного магнетизма, и которое в благодарность Месмеру, первому основателю методического употребления этого деятеля, названо Месмеризмом. Эта чудесная сила (нередко отрицаемая грубым неверием), которую сильная воля человека благорасположенного сообщает больному чрез прикосновение, допускает троякое употребление: 1) Она может служить Гомеопатическим лекарством..." (4-е изд., 291, 292).
"Я считаю необходимым еще коснуться здесь животного магнетизма, как он называется, или скорее месмеризма (как его следовало бы назвать из уважения к Месмеру, первым обнаружившим его), который по своей природе очень сильно отличается от всех других терапевтических веществ. Эта лечебная сила, часто так глупо отрицаемая и пренебрегаемая в течение века, действует разными способами. Это чудесный, бесценный дар Бога человечеству, с помощью которого сильная воля человека, действующего из самых лучших побуждений на больного посредством контакта и даже без него, и даже на некотором расстоянии, может динамически передать жизненную энергию здорового магнетизера, наделенного такой силой, другому человеку..." (6-е изд., 288, 289, также примечание 170).
4) Культовое отношение к гомеопатии:
"...совершая тем самым тяжкое преступление против божественной гомеопатии." (6-е изд., 52).
Итак, оккультное основание содержится в самом основополагающем труде по гомеопатии.
Какие ещё для Христианина нужны комментарии?!!
Возражение: иной раз для оправдания практики гомеопатии апеллируют только к факту эффекта, отмежёвываясь от оккультной философии, лежащей в основании этой практики.
Надо понимать, что поскольку практика гомеопатии изначально имеет иррациональное, оккультное обоснование, только факта эффекта без положительного онтологического обоснования в рамках законов материального мира недостаточно, чтобы снять эту практику с её изначального иррационального, оккультного обоснования. Ведь, эффект в принципе может иметь и духовную природу.
Иначе говоря, поскольку эта практика уже изначально имела иррациональное, оккультное обоснование, она не имеет презумпции невиновности, каковую может иметь действие просто пока не изученное, но не нагруженное изначальным иррациональным, оккультным мотивом.
Фактическое отсутствие иного положительного онтологического обоснования этой практики, делает актуальным её единственное изначальное оккультное обоснование. Соотв-но, обращение к этой практике автоматически неизбежно является апелляцией и к её оккультной философии, приобщением к ней.
Кроме того, даже если врач-гомеопат заявляет, что не апеллирует к оккультной философии гомеопатии, но только к факту эффекта, это неправда. Ведь, любой гомеопат основывает свою практику именно на трудах Ганемана и других идеологов гомеопатии, которые именно содержат оккультные понятия, которые в принципе приемлет и имеет ввиду в основе своей практики любой гомеопат. Любой гомеопат, даже если формально отрицает апелляцию к духовному миру, тем не менее основывает свою практику на таких гомеопатических понятиях как "жизненная сила", "духовная сила лекарства" и т. д., которые в основополагающих трудах по гомеопатии имеют именно оккультный смысл. Любой гомеопат признаёт и употребляет эти понятия в основе своей практики.
Ведь, гомеопат совершает именно эти действия потому, что именно это написал Ганеман и другие идеологи гомеопатии. Т. е. это практическое проявление именно оккультной идеологии, которая лежит в основе гомеопатии. Ведь, другого обоснования для совершения именно этих действий нет.
Так что, признаёт врач формально оккультное обоснование своей практики или нет, тем не менее, он самим фактом употребления этой практики исповедует и оккультную философию, лежащую в её основании. Ведь, она является единственным обоснованием для совершения именно этих действий, которые он совершает.
Так что, на самом деле любой гомеопат апеллирует к духовному миру, к оккультному обоснованию практики гомеопатии. А не только к практическому результату.
Итак, для Христианина недопустимо заниматься гомеопатией или обращаться к ней. Никогда не благословляю на гомеопатию. Это оккультная, бесовская, греховная практика, форма колдовства.
Возражение: указание на некоторых св. отцов, которые одобряли гомеопатию (свт. Феофан Затворник, свт. Игнатий Брянчанинов, прав. Иоанн Кронштадтский, сщмч. Серафим Чичагов).
Это аргумент веский, но не безусловный, не бесспорный. Дело в том, что, что отцы, одобрявшие гомеопатию, относятся к одному историческому периоду и к одной поместной Церкви. Что не соответствует принципу согласия отцов.
Дело в том, что многие представители духовенства Русской поместной Церкви 19 в. одобряли и практиковали гомеопатию. Это было общее некритичное отношение к этому явлению представителей данной поместной Церкви, болезнь в среде Русской поместной Церкви. Соотв-но, на волне духа времени (общего увлечения) не избежали этого искушения и лица, позднее прославленные в лике св-х.
Ведь, в Церкви нет учения о непогрешимости св. отца. И у святых были разные грехи, и разные периоды жизни. Канонизация показывает итог жизни святого в отношении к Богу, а не оправдывает все его поступки и мнения.
И святые ошибались в слове и суждении. Не сразу происходит становление человека в святости. И не все слова отца бывают от Духа. Человек может высказывать и человеческое, и ошибочное. Для того и существует принцип согласия отцов. Напомню, что Предание Церкви выражается согласием отцов, т. е. согласным учением отцов Вселенской Церкви, а не мнением одного или нескольких отцов одной из поместных Церквей.
Так что, лояльное отношение к гомеопатии было человеческой ошибкой этих лиц, позднее прославленных в лике святых вовсе не за это.
Во-первых, под словом "гомеопатия" зачастую люди неосведомлённые понимают просто траволечение (т. е. чисто химическое действие трав). Так могли понимать и некоторые из отцов, не вникнув в подробности этой практики.
Потом, не стоит забывать, что гомеопатия тогда была явлением новым, такой как сейчас возможности и информационных ресурсов для изучения вопроса тогда не было. Ведь, информация ограничивалась печатными изданиями, переведёнными на русский язык на тот момент, и доступными тому или иному лицу, и устными заявлениями самих гомеопатов. Которые, разумеется, пытались заручиться поддержкой Церкви, а значит, естественно надо полагать, прикрывали оккультные стороны этого метода. И отцам в суждении об этой практике приходилось опираться на известные неполные сведения об этой практике и заявления самих гомеопатов. При поверхностном взгляде на вопрос заявление самих гомеопатов о принципе лечения "малыми дозами" и "подобного подобным" может и не настораживать.
Кроме того, если человек и не подозревает об оккультной подоплёке, то у него может и не быть стимула особо вникать в этот вопрос. И тогда он может по инерции ошибочно основываться на поверхностной информированности об этом предмете.
Отсюда и ошибочные человеческие суждения некоторых из отцов об этой практике, не разобравшихся в вопросе.
Но, теперь, и при наших информационных возможностях, мы знаем такие подробности об этой практике, которые не могут не насторожить Христианина.
6. Каноническая оценка.
ВЫВОДЫ XXV ВСЕПРАВОСЛАВНОГО СОВЕЩАНИЯ
ГРЕЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА
СВЯЩЕННЫЙ СИНОД ЭЛЛАДСКОЙ ЦЕРКВИ
СИНОДАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ ПО ВОПРОСАМ ЕРЕСЕЙ
XXV ВСЕПРАВОСЛАВНОЕ СОВЕЩАНИЕ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПОМЕСТНЫХ ПРАВОСЛАВНЫХ ЦЕРКВЕЙ И ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ МИТРОПОЛИЙ ЭЛЛАДСКОЙ ЦЕРКВИ ПО ВОПРОСАМ ЕРЕСЕЙ И ПАРАРЕЛИГИЙ
(Волос, 4 - 6 ноября 2013 г.)
ВЫВОДЫ СОВЕЩАНИЯ
С 4 по 6 ноября 2013 года в конференц-центре Фессалии (Мелиссиатика, г. Волос) состоялось XXV Всеправославное совещание на тему ересей и парарелигий под эгидой Блаженнейшего Архиепископа Афинского и всея Греции Иеронима. Совещание на тему: «Еретические и оккультные подходы к проблеме болезни» было организовано Высокопреосвященнейшим митрополитом Димитриадским и Альмирским Игнатием и проходило под руководством Высокопреосвященнейшего митрополита Фессалоникийского Анфима, председателя Синодального Комитета по вопросам ересей. В совещании принимали участие: уполномоченные Поместных Православных Церквей и представители митрополий Элладской Церкви, Крита и Двенадцати островов. После подробного обсуждения докладов были единогласно приняты следующие Выводы:
...
5. Так называемые «альтернативные методы лечения» представляет собой практическое применение мировоззрения культов восточного направления и движения «Нью Эйдж» («Эры Водолея») о Боге и человеке в области здравоохранения и поэтому правильнее будет называть их «ньюэйджевской медициной». Для этих групп все является энергией, все - едино («Все – это Одно», как утверждает теософия), и все есть Бог. Последователи этого подхода учат, что человек, обнаружив свое «Божественное Я» и активизируя оккультные силы, которые якобы сокрыты внутри него, может исцелить себя сам. Под самолечением подразумевается «разблокировка» энергии.
6. Многочисленные «альтернативные методы» лечения предлагают способы «разблокировки» этой энергии. Так, например, гомеопатия, предлагает потенцированное гомеопатическое лекарство...
Ряд методов, таких как гомеопатия, утверждают, что с помощью своих лекарств они врачуют даже страсти души, например, эгоизм, ревность, ярость, гнев и т.п., незаконно присваивая себе то, что может делать только Церковь – «лечебница духа».
7. Так называемые альтернативные методы «лечения» – это не просто уклонение в эзотерику: самые их основы лежат за пределами христианского учения, а если быть точнее – в области оккультизма. Большинство из них предлагают не только исцелить тело, но и обещают совершить переход, с помощью так называемого «квантового скачка» и т.п., в «Новую Эру» и создать человека нового типа.
Участники совещания пришли к выводу о том, что подобные методы «лечения» (ангелотерапия, аюрведа, «Цветы Баха», Аура Сома, ароматерапия, акупунктура, биоэнергетическая терапия, интерьертерапия, краниосакральная терапия, кристалл-терапия, гомеопатия, рейки, рефлексология, шиацу, псевдонаучные виды психотерапии и т.п.) основываются на «космических» теориях, которые противоречат православной вере и несовместимы с ней.
...
Участники совещания единогласно утвердили вышеуказанные «Выводы» и уполномочили председателя подписать их.
Председатель совещания
Митрополит Фессалоникийский Анфим
Уполномоченные Поместных Православных Церквей
Митрополит Сидонийский и Апокоронский Дамаскин (Константинопольский Патриархат)
Митрополит Птолемаидский Протерий (Александрийский Патриархат)
Архиепископ Лиддский Димитрий (Иерусалимский Патриархат)
Игумен Феофан Лукьянов (Московский Патриархат)
Епископ Егерский Порфирий (Сербская Православная Церковь)
преподаватель Киприан Стредза (Румынская Православная Церковь)
Протоиерей Димитрий Костопулос (Кипрская Православная Церковь)
Протоиерей Кириак Цурос (Элладская Православная Церковь)
г-н Андрей Лефцяк (Православная Церковь Польши)
Председатель Совещания
Митрополит Фессалоникийский Анфим
Замечу, что церковный документ, подписанный представителями многих поместных Церквей, т. е. имеющий некоторое соборное значение, имеет большее каноническое значение, чем мнение одного св. отца, или даже нескольких св. отцов одного периода и одной поместной Церкви, т. е. не соответствующее признаку согласия отцов.
Заключение
"Для сатаны нет большей радости, чем соблазнить христианина, и в этом, по-видимому, еще одна причина, по которой он столь настойчиво ищет признания этой практики православным народом. И тем определеннее должно быть церковное мнение о сути гомеопатического метода лечения. Ереси всегда поначалу одеваются в овечью шкуру и только потом, завладев достаточным количеством душ человеческих, демонстрируют свой волчий оскал, отрывая людей от источника истины и уводя в бездну заблуждений. Гомеопатия не нейтральная с религиозной точки зрения вещь, это не просто методика забивания гвоздей или стрижки ногтей – это законченная и внутренне вполне логичная философия со своим взглядом на мир, человека и его болезни. Она достаточно тонко паразитирует на христианском учении и является собственно формой ереси, высасывающей соки из живого учения Христа и погубляющей души практикой" (Иером. Анатолий (Берестов), доктор медицинских наук, профессор, руководитель душепопечительского центра во имя св. прав. Иоанна Кронштадтского; Владимир Решетов, кандидат физико-математических наук, доцент МИФИ, "Мистика гомеопатии").
Вобщем, гомеопатия – эта оккультная бесовская колдовская практика, паразитирующая на авторитете Церкви. Лояльное отношение к гомеопатии явилось болезнью в среде Русской поместной Церкви в 19-21 вв., компрометирует Церковь и является соблазном и осквернением для Христиан.
Требуется официальное признание этого и соборное осуждение гомеопатии со стороны Церкви как формы оккультизма, оккультной практики, недопустимой для Христиан.
Свящ. Алексей Шляпин