Одной из форм благочестия в Церкви являются поклоны.
В Церкви нет ничего бессмысленного. Всё, что есть в Церкви, имеет свой смысл (при этом, не надо путать собственно церковные нормы и традиции с псевдоцерковными и народными обычаями, которые по невежеству иной раз выдаются за Предание и действительно бывают бессмысленными).
Поэтому, и поклоны Христианин должен совершать осмысленно, чётко осознавая смысл и отношение совершаемого действия,- что оно означает и к кому относится.
По своей форме поклон обусловлен такими мотивами как собственное смирение и признание достоинства того, перед кем он совершается.
По своей цели поклон есть форма выражения либо собственно поклонения, которое обозначается греческим словом "латрейа" и означает боголепное поклонение или служение, подобающее только Богу, либо почитательного поклонения, которое обозначается греческим словом "проскинесис" и означает почитание, выражаемое поклоном, какое мы воздаём в отношении, например, старших, уважаемых, друзей и вообще в отношении людей в знак уважения.
В силу богословского несовершенства русского языка в сравнении с греческим оба эти различные понятия, выражаемые двумя разными греческими терминами, переводятся одним и тем же русским словом "поклонение" с пояснением. И в силу общего мотива смирения, который лежит в их основании, оба этих различных отношения выражаются одинаковым внешним действием,- поклоном.
Но, чтобы не допустить идолопоклонства, Христианин должен различать эти понятия и, совершая поклон, чётко осознавать, какой вид отношения в данном случае выражает его поклон. Поскольку собственно поклонение, служение (латрейа) подобает только и исключительно Богу. И никому и ничему кроме Бога. В отношении Божией Матери, Креста, Ангелов, святых, икон и святынь подобает только почитательное поклонение (проскинесис), но ни в коем случае не латрейа. Ибо сказано "Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи (латрэусис)" (Мф. 4, 10).
Т. о., совершая поклон, например, перед иконой святого, собственно поклонение (латрейа) мы должны относить не к иконе и не к святому, изображённому на ней, а исключительно к Богу, Которому поклоняется этот святой, Который почивает на этом святом, Который является Богом этого святого. А в отношении самой иконы и самого святого, изображённого на ней, наш поклон выражает почитание (проскинесис), но не собственно поклонение (латрейа). По тому же принципу и поклон перед любым священным предметом или объектом, например, перед храмом, означает поклонение (латрейа) Богу и почитание (проскинесис) самого священного предмета или объекта.
По степени в общих чертах поклоны бывают двух видов,- великие, или земные, с преклонением колен, и малые, или поясные, без преклонения колен.
Как сказал премудрый Соломон: "Всему свое время, и время всякой вещи под небом:.. время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать..." (Еккл. 3, 1-5). Церковь различает время, когда в Богослужении и в настроении Христианина преобладает покаянный мотив, а когда радостный. Это выражается и характером поклонов, которые Церковь предписывает, разрешает или запрещает в то или иное время.
Малые (поясные) поклоны в храме и дома совершаются всегда, в любое время и в любой день.
А что касается великих (земных) поклонов, то периоды их совершения различаются:
Есть время, когда их количество и акцент на них увеличивается. Это время сугубого покаяния,- Великого поста.
Есть время, когда они предписываются Церковью в обычном порядке. Это будние дни при входе в храм, при выходе из храма и в определённых местах Богослужения и молитвословия.
Есть время, когда они не предписываются, но разрешаются. Это субботы, праздничные дни начиная со славословного разряда службы, в т. ч. великие и двунадесятые Богородичные праздники, периоды предпразднства и попразднства.
Дома в эти периоды земные поклоны могут совершаться в неограниченном количестве, чем больше, тем лучше.
Но есть время, когда Церковь запрещает земные поклоны и в храме, и дома. Это все воскресные дни (в т. ч. и Великим постом), двунадесятые Господские праздники, а также периоды от Великой Среды (дома – от Великой Пятницы) до Пятидесятницы и от Рождества Христова до Богоявления. Все земные поклоны в эти дни заменяются поясными в знак особой торжественности и радости этих дней (по Уставу исключение составляют поклоны пред Плащаницей и при выносе Креста). Даже пред Св. Дарами в эти дни должен совершаться поясной поклон. Что означает, разумеется, не меньшее почтение, но радостный характер почтения в эти дни.
Обычай в некоторых храмах и областях совершать в воскресные дни земные поклоны, например, преклонять колени на евхаристическом каноне, при пении "Честнейшую Херувим..." или Великим постом при пении покаянных тропарей на утрене, является произвольным нововведением вопреки Преданию Церкви и не имеет основания в Уставе даже в качестве исключения.
Запрет земных поклонов в воскресные дни и в период Пятидесятницы выражен 91-м правилом свт. Василия Великого, которое отражает изначальную и повсеместную, т. е. вселенскую, традицию Церкви, т. е. выражает Предание Вселенской Церкви по этому вопросу, и имеет вселенский характер, т. е. обязательно для всех поместных Церквей, т. к. в числе прочих утверждено 2-м правилом Шестого Вселенского (Трулльского) Собора:
"Из сохраненных в церкви догматов и проповеданий, некоторыя мы имеем от письменнаго наставления, а некоторыя прияли от апостольскаго предания, по преемству в тайне, и те и другие имееют едину и ту же силу для благочестия... Посему то... Такожде, стоя молитвы творим во едину от суббот, но причину сего не все знаем. Ибо не токмо, яко совоскресшие Христу и долженствующие искати горняго, стоянием во время молитв, как день воскресения, напоминаем себе о благодати нам дарованной, но и потому сие творим, яко день сей мнится быти неким образом чаемаго века. Почему, яко начало дней, и у Моисея наречен он не первым, но единым. И бысть, глаголет, вечер, и быть утро, день един (Быт.1,5): аки бы един и тот же день многократно круговращался. И так единый, который есть купно и осмый день, о котором и псалмопевец упоминает в некоторых надписаниях псалмов, назнаменует собою по сем веке грядущее состояние, день непрестающий, невечерний, безпреемственный, нескончаемый оный и нестареющий век. И так основательно церковь научает питомцев своих бывающыя в оный день молитвы в стоянии совершати: дабы, при частом напоминании о нескончаемой жизни, мы не оставляли в небрежении напутствия к оному преставлению. Но и вся пятьдесятница есть напоминание воскресения, ожидаемаго в будущем веке. Ибо единый оный и первый день, будучи седмикратно уседмеричен, составляет седмь недель святыя пятьдесятницы. Пятьдесятница, начинаясь первым днем седмицы, им же и оканчивается. Пятьдесят крат обращаясь чрез подобные промежуточные дни, сим подобием подражает веку, какбы в круговом движении начинаясь от тех же знаков, на тех же и оканчиваясь. Церковные уставы научают нас предпочитати в сии дни прямое положение тела во время молитвы, ясным напоминанием какбы преселяя мысль нашу от настоящаго в будущее. При всяком же коленопреклонении и востании, мы действием показуем и то, яко грехом низпали на землю, и то, яко человеколюбием Создавшаго нас, паки воззваны на Небо..."
Царский путь благочестия состоит в том, чтобы прямо следовать установлениям Церкви, не уклоняясь ни вправо, ни влево. Уклонение же от благочестия бывает двух видов,- либо в сторону своеволия, либо в сторону небрежения.
Бывает ложное благочестие, когда человек совершает повидимому благочестивое действие, но по прихоти своего ума и сердца, вопреки установлениям Церкви. Например, прямо вопреки запрету Церкви совершает коленопреклонение в воскресный день, руководствуясь собственным рассуждением или сердечным порывом.
Действительная причина такого нарушения не в благочестии, но в его недостатке,- в своеволии и недостатке духовного делания. Просто, человек забывает про духовную жизнь вне храма и не делает или недостаточно делает земных поклонов дома и в те дни, когда они разрешены. И потому, приходя в храм в воскресный день, чувствует "благочестивую потребность" непременно совершить земной поклон здесь и сейчас. А если бы человек делал достаточно земных поклонов дома и каждый день, когда они разрешены, тогда в храме в воскресный день для него была бы естественной смена сокрушенного настроения на радостное и отдых от земных поклонов.
Тем более странно, когда порой те же люди забывают о земных поклонах в те дни, когда они положены. Например, заходя в храм или выходя из храма в будний день, довольствуются малыми (поясными) поклонами. Хотя в этом случае надо совершать земные. Не говоря уже про домашнее благочестие, где в будние дни земных поклонов можно и нужно совершать сколько угодно, чем больше, тем лучше. И тогда не будет неудовлетворённой потребности плюхнуться на колени в храме в воскресный день в нарушение Предания Церкви.
Получается по слову Евангелия: "Мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам плачевные песни, и вы не плакали" (Лк. 7, 32). Когда Церковь разрешает и даже предписывает земные поклоны, нам мешает лень или гордыня, а когда Церковь запрещает их для радости, мы хотим быть благочестивее Церкви и умнее св. отцов.
Царский, т. е. прямой, законный, путь благочестия состоит в том, чтобы совершать поклоны вместе с Церковью. И в общем,- делать земные поклоны тогда, когда Церковь их предписывает и разрешает, и не делать, когда Церковь их запрещает. И в масштабе конкретного Богослужения,- делать земные и поясные поклоны тогда, когда это предписывается Уставом, а не по прихоти собственного ума и сердца, чтобы не мешать другим молящимся и не смущать их несвоевременным поклоном. Т. к. "Послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов; ибо непокорность есть грех, что волшебство, и противление идолопоклонство" (1 Цар. 15, 22-23).
Свящ. Алексей Шляпин
17.03.2019 г.