Сайт священника Алексея Шляпина - Отзыв на проект документа «О подготовке ко Святому Причащению»
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
Вселенская Православная Церковь, Московский Патриархат, Московская митрополия, Одинцовская епархия, Можайское благочиние

Отзыв на проект документа «О подготовке ко Святому Причащению»

 

Свящ. Алексей Шляпин, клирик Никольского собора г. Можайска Московской епархии

Порочная практика

Имеют место случаи, когда священник запрещает человеку причащаться на каждой Литургии без действительных канонических оснований для запрета, просто потому, что ему это кажется «слишком часто», держась за стереотип дореволюционной и советской порочной практики редкого причащения.

В документе необходимо подчеркнуть недопустимость со стороны священника запрещать человеку причащаться на каждой Литургии без действительных препятствий к Причастию. Следует подчеркнуть, что препятствием для причащения не может служить его частота.

Прав. Иоанн Кронштадтский: «Есть много невежд и между образованными, и между неучеными, и даже между учеными монахами и священниками, которые считают неуместным и даже грешным делом причащаться благочестивым мирянам каждую неделю и даже каждый день. Это противно заповеди любвеобильного Господа, Который желает, чтобы верные заботились о возможно частом причащении Его Пречистого Тела и Крови».

Прп. Никодим Святогорец и свт. Макарий Коринфский: «Те же священники, которые не причащают христиан, приступающих к Божественному Приобщению с благоговением и верой, осуждаются Богом как убийцы, согласно написанному у пророка Осии: "Скрыша жрецы путь Господень, убиша Сикиму, яко беззаконие сотвориша" (Ос.6,9). Иными словами, священники сокрыли путь и волю, и заповедь Божию, и не объявили о ней, убили Сихема и сотворили беззаконие в народе Моем.

Только я удивляюсь и недоумеваю, если находятся такие священники, которые прогоняют приступающих к Тайнам. Ведь они даже не задумываются, по крайней мере, о том, что слова, которые они сами говорят, оказываются ложью. Ведь они сами в конце Литургии громко возглашают и призывают всех верных, говоря: "Со страхом Божиим, верою и любовию приступите". То есть подходите к Тайнам и причащайтесь; а затем, опять же сами, отрекаются от своих слов и прогоняют приступающих. Я не знаю, как можно было бы назвать это бесчиние» («Книга душеполезнейшая о непрестанном Причащении Святых Христовых Таин»).

Следует обратить внимание и осудить практику тех приходов, в которых людей (кроме младенцев) не причащают на Пасху, Рождество и великие двунадесятые праздники, лишая т. о. народ Божий главного содержания праздника.

Связано это м. б. с приверженностью старым порочным стереотипам, что заслуживает осуждения, и нежеланием исповедовать на праздники большое количество людей, каковая проблема вполне может быть решена технически.

Причастие в монашестве

В одном из женских монастырей столкнулся с проблемой, когда настоятельница запрещает сестрам причащаться каждое воскресенье. Вернее, формально разрешает, но требует при этом соблюдения полного неукоснительного говения. Что, естественно, служит к тому, что сестры, и так изнуренные послушаниями, реже причащаются. Рекомендует же она им причащаться раз в две недели. Что является уклонением от вселенской канонической нормы, взамен которой утверждается произвольная норма от своего человеческого ума (неважно, чей именно это ум,- самой настоятельницы или тех духовников, на которых она ссылается).

Но ведь очевидно, что самого строя монашеской жизни, даже без специального говения, уже достаточно, чтобы приступать к Причастию как можно чаще.

Если мирянину, ведущему благочестивый строгий образ жизни, ничто в принципе не препятствует причащаться на каждой Литургии (кроме некоторых особых случаев, например, месячные у женщин) даже без специального говения, то ведь монашествующий уже ведет строгую благочестивую жизнь по самому факту монашества. Нет оснований для возможности причащения требовать от него еще большей строгости. Само монашество и является контекстом готовности к Причастию.

Прп. Феодор Студит: «Великую силу имеют слезы, умиление, но прежде всего и более всего - Причащение Святынь, по отношению к которым видя вас, не знаю почему, расположенными нерадиво, я очень удивляюсь. Если будет воскресенье, вы еще приступаете к Таинству, если же Литургическое собрание случится в другой день - никто не причащается. Хотя в монастыре желающему можно было бы причащаться каждый день».

Свт. Игнатий (Брянчанинов): «Авва Аполлос говорил: монахи должны, если то возможно, ежедневно приобщаться святых таин Христовых» («Отечник»).

Было бы правильно рекомендовать монашествующим должную норму ежелитургийного причащения и запретить настоятелям и настоятельницам монастырей, а также духовникам, произвольно ее ограничивать.

П. 2. Говение

Следует обратить внимание, что при соблюдении вселенской канонической нормы причащения на каждой Литургии человек либо вступает в противоречие с указаниями Типикона о 7-мидневном говении и Учительного известия о 7-ми, 3-х или 1-дневном говении. Что может задевать совесть. Либо вынужден кроме установленных Церковью постов в среду и пятницу каждую неделю поститься еще и как минимум в субботу. Что может стать препятствием для ежелитургийного причащения, как должно. При том, что вселенские каноны такой нормы говения не требуют.

Кроме того, в таком случае формально нарушается канон о запрете поста в субботу (Апост., 64).

Следует заметить, что священники, служа Литургию каждое воскресенье, не постятся в субботу (что, кстати, является нарушением указания Учительного известия). Соответственно, неоправданно требовать этого и от мирян, которые стремятся причащаться каждую неделю. Это может послужить препятствием для стремления причащаться на каждой Литургии, как должно.

Рассуждение, что, мол, «желающий часто причащаться пусть и постится больше», не оправданно. Дело в том, что причащение на каждой Литургии – это вселенская каноническая норма. А дополнительных дней поста говения никакие вселенские каноны не требуют. Соответственно, нельзя ставить исполнение вселенской канонической нормы в зависимость от условий, которые вселенского значения не имеют.

Итак, учитывая, ктому же, что Служебник, в состав которого входит Учительное известие, одобрен  рядом Московский соборов конца XVII века, требуется пересмотр этих положений Учительного известия и Типикона, требующих говения, на уровне Поместного (Архиерейского) собора.

Целесообразно подчеркнуть, что для причащающихся на каждой Литургии (каждое воскресенье) не требуется дополнительных дней поста кроме установленных Церковью в среду и пятницу.

Естественно, для приступающих к Причастию реже говение необходимо. Хотя бы в качестве епитимии за нежелание приступать к Причастию на каждой Литургии, как должно.

В этом случае, т. е. для редко причащающихся, необходимость говения будет работать как раз на мобилизацию евхаристического сознания.

П. 5. Исповедь

Правильнее подчеркнуть принципиальную отделенность Таинства Исповеди от Таинства Причастия и допустимость причащать без предварительной исповеди тех людей, которых священник знает, которые являются постоянными прихожанами и чей благочестивый образ жизни не вызывает у него сомнений, по усмотрению священника, а не только намеревающихся причаститься несколько раз в течение одной недели и «в качестве исключения».

При этом, конечно, следует подчеркнуть, что предварительная перед Причастием Исповедь – обычай благочестивый. Но не обязательное каноническое требование.

Понятно, что незнакомых, малознакомых, малоцерковных, не являющихся постоянными прихожанами, людей священник должен предварительно исповедовать, для выяснения отсутствия канонических препятствий к Причастию.

П. 6. Незаконные браки

Нужно выразиться более полно и пределенно: Любой брак, который не может быть освящен Венчанием, кроме случая когда он заключен в неверии обоих супругов, т. е. любой антиканоничный брак (в т. ч. брак верующего с неверующей стороной, нехристианином, еретиком, разведенной или разведшегося с женой, кроме случая ее прелюбодеяния, и т. д., а не только такие явные случаи как близкородственная или содомская связь) даже при наличии гражданской регистрации, Церковью не признается, является блудным сожительством и является препятствием к Причастию.

Норма – ежелитургийное причащение

П. 7. цитата: «В отношении того, с какой частотой следует причащаться верующему, возможны различные подходы...»

Общая тенденция документа, направленная на приближение к практике частого причащения, вызывает одобрение.

Однако, документ слишком лоялен к многообразию практики частоты причащения. В документе не обозначена четкая позиция Церкви по этому вопросу, которая на самом деле выражена в Предании.

Понятно, что недопустим механический подход, и нельзя механически требовать от всех ежелитургийного и частого причащения.

Но, представлять многообразие практики и возможность различного подхода как норму – это неправда.

Дело в том, что каноны Вселенской Церкви (Апост., 9; Антиох., 2) (которые и сейчас имеют такую же силу, как и в эпоху их принятия, никто их не отменял и не вправе отменить) требуют от Христианина приступать к Причастию на каждой Литургии. К тому же призывает само содержание Литургии. Т. е. канонической нормой является именно ежелитургийное причащение. А практика причащаться реже, чем на каждой Литургии (раз в две недели, раз в месяц, раз в пост и т. д.) – это не норма, а следствие именно упадка благочестия и евхаристического сознания.

Именно так это и должно констатироваться.

Хорошо об этом выразился Ю. Максимов (ныне диакон): «Практика редкого причащения, действительно, очень древняя, так же, как и практика редкого посещения храма или практика редкого обращения к Богу с молитвой. Вот только раньше это все называлось не нейтральным словом "практика", а более конкретными словами – "лень", "духовная расслабленность" и подобными» («Правда о практике частого причащения»).

Человек, который не хочет, не может, не готов причащаться на каждой Литургии, понятно, должен быть свободен от принуждения приступать к Таинству чаще, чем он может понести. Но, при этом он не должен иметь повода думать, что его отношение нормально, что так и должно быть. Он должен понимать свое несовершенство, свой недостаток любви к Богу, который и не дает мобилизовать силы души для ежелитургийного причащения, как должно быть.

Т. е. должно назвать вещи своими именами.

Священники должны свидетельствовать о канонической норме, призывать именно к ежелитургийному причащению. Свидетельствовать о ненормальности более редкого причащения. А не одобрять «многообразие практики».

Ежелитургийное причащение и в документе должно быть прописано не как просто желательная и возможная практика, а как должная каноническая норма. К которой Церковь и должна призывать.

А более редкое причащение (не на каждой Литургии) и должно быть обозначено как отступление от канонической нормы, несовершенство и следствие упадка благочестия.

Цитата: «...Об этом же свидетельствуют и святые отцы последних веков. По словам святителя Феофана Затворника, «мера [причащаться] в месяц однажды или два раза — самая мерная»...»

Согласие отцов в этом вопросе – это тенденция (призыв) к возможно более частому причащению. А не проповедь «средней» нормы или «различных подходов».

 

28.09.2013


Назад к списку